Проблемы развития конкуренции на отраслевых рынках
Отличительной особенностью отраслевых рынков является региональная замкнутость, которая усугубляется слабостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. На этом общем фоне проблемы развития конкуренции на отраслевых рынках имеют многоаспектный характер, они обусловлены действием ряда факторов.
1. Экономические факторы (несовершенство налоговой, кредитной, инвестиционной, ценовой политики государства, ограничения по спросу, высокие сроки окупаемости капиталовложений, неплатежи, высокая инфляция и финансовая нестабильность).
2. Административные факторы (усложненные процедуры регистрации предприятий, выдачи лицензий на право деятельности, предоставления помещений и земельных участков, ввоза-вывоза продукции на (за) территорию, квотирование).
3. Организационные факторы (неразвитость рыночной инфраструктуры, низкий уровень организованности и открытости рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий).
4. Структурные факторы (создание альянсов между уже существующими на рынке структурами, а также их вертикальная или горизонтальная интеграция.
5. Природные и экологические факторы (ограниченность природных ресурсов и необходимость охраны окружающей среды).
6. Факторы неправового характера (недобросовестная конкуренция и криминальное влияние на рынок).
Экономические факторы Имеют существенное значение для всех отраслей (табл. 1.4). Группа отраслей Топливно-энергетического комплекса Характеризуется высокой капиталоемкостью, длительными сроками окупаемости инвестиций, многоступенчатым технологическим циклом производства и реализации. Высокие размеры необходимых капиталовложений, которые могут осуществить лишь консолидированные инвесторы с привлечением государственных и частных финансовых источников (российских или иностранных), препятствуют модернизации отрасли, использованию конкурентоспособных технологий.
Группа отраслей Транспортного комплекса Характеризуется большей степенью развитости конкурентной среды, в том числе и за счет возможности переключения спроса с одного вида транспорта на другой (эластичности спроса). Главным экономическим препятствием для развития конкуренции (вступления новых субъектов в отрасль) в транспортном комплексе России является острая нехватка инвестиций. Для снижения этих барьеров особую актуальность приобретают разработка и реализация инвестиционных программ, а также уменьшение ставок налогообложения, стимулирование долгосрочного кредитования и страхования.
Таблица 1.4
Экономические Факторы, Ограничивающие Конкуренцию На Российских
Товарных Рынках
Обозначения: « 3 » - весьма значимое препятствие для развития конкуренции; « 2 » - значимое препятствие для развития конкуренции; « 1 » - незначительное препятствие;
« х » - оценка степени значимости препятствия не производилась (естественная монополия)
Рынок Услуг связи Отличается неразвитостью конкуренции и наличием монопольных структур в сферах электросвязи (АО «Ростелеком»), почтовых услуг (ФУПС), отнесенных к естественным монополиям. Существуют объективные экономические препятствия, ограничивающие конкуренцию на данных рынках в зависимости от рентабельности и разной привлекательности услуг связи для хозяйствующих субъектов.
Так, наименее прибыльным (а нередко и убыточным) сегментом рынка являются услуги телефонной связи на селе. Налоговая политика может сыграть существенную роль в активизации конкуренции, если будет строиться на определении необходимого и допустимого уровня налогообложения высокорентабельных сегментов услуг связи (мобильная связь) соответствующими отчислениями в пользу менее рентабельных, но социально важных.
Рынок Сельскохозяйственного машиностроения Является рынком с труднопреодолимым в настоящее время препятствием для развития конкуренции в виде ограниченного спроса на продукцию со стороны аграрного сектора российской экономики. Тяжелое положение агропромышленного комплекса, его хроническая неплатежеспособность не позволяют обеспечить загрузку даже уже имеющихся машиностроительных мощностей и делают проблематичным развитие конкуренции.
В Строительном комплексе Сдерживают развитие конкуренции ограничения по спросу. Постоянное увеличение цен и тарифов на сырье, транспорт, энергоресурсы, продукцию машиностроения приводит к сокращению платежеспособного спроса, снижению рентабельности строительно-монтажных работ и соответственно к низкой привлекательности продукции этого рынка.
Существенным экономическим препятствием для развития конкуренции на рынке Продукции пищевой промышленности Является недостаточная поддержка малого бизнеса, поскольку именно на малые предприятия должен приходиться значительный объем сбыта пищевой продукции. Кроме того, применение в отдельных регионах методов прямого и косвенного регулирования цен на продукцию (ее искусственного занижения) в связи с особой социальной значимостью проблемы обеспечения минимального уровня потребления продуктов питания снижает привлекательность данного рынка для вновь вступающих предприятий.
Административные факторы, Как видно из табл. 1.5 (гр. 2, 4, 5, 6 и 7) являются общими практически для всех основных рынков. В российских условиях это многочисленные препятствия и затруднения при создании и развитии новых предпринимательских структур, связанные с необходимостью выполнения установленных правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами, а также актами и действиями органов власти различного уровня:
Таблица 1.5
Административные, Технологические И Экологические Факторы, Ограничивающие Конкуренцию На Российских Товарных Рынках
Обозначения: « 3 » - весьма значимое препятствие для развития конкуренции; « 2 » - значимое препятствие для развития конкуренции; « 1 » - незначительное препятствие;
« х » - оценка степени значимости препятствия не производилась (естественная монополия)
1) правовая и организационная неупорядоченность лицензионной деятельности, необоснованность размеров взимаемых лицензионных платежей;
2) процесс регистрации предприятий неоправданно усложнен, требуется большое количество нотариально оформленных документов, подготовка которых занимает срок до нескольких месяцев и обходитсявесьма дорого;
3) вновь создаваемое предприятие еще до начала своей производственно-финансовой деятельности обязано внести значительные денежные средства на оплату услуг регистрирующего органа, нотариальных и аудиторских услуг, органов госпожнадзора, санэпиднадзора и т. д. Уровень оплаты услуг колеблется от 10 до 100 минимальных размеров месячной оплаты труда;
4) в ряде регионов местные органы необоснованно отказывают или уклоняются от регистрации по мотивам нецелесообразности и под предлогом насыщенности местного рынка;
5) задерживается оформление и передача необходимых документов на право владения собственностью;
6) регистрация новых предприятий сопровождается установлением необоснованных дополнительных требований, ограничивающих их самостоятельность.
Снижение (устранение) административных проблем, не требует значительных материальных и финансовых затрат и зависит главным образом от политической воли государства, активности антимонопольных органов, правовой культуры и совершенства законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности.
Факторы, специфические для основных рынков России. Помимо экономических и административных проблем, имеющих универсальный характер для многих рынков, в табл. 1.6 представлены факторы, специфические для различных отраслей.
1. Специфическими препятствиями для отраслей топливно-энергетического комплекса являются проблемы стратегического характера – жесткое поведение уже существующих на рынке вертикально интегрированных структур, препятствующих «новичкам» в доступе к ресурсам, прежде всего к источникам сырья.
2. Структура транспортного комплекса с точки зрения наличия препятствий для организации бизнеса дифференцирована: от легко преодолимых барьеров всех видов (на рынке услуг автотранспорта) до экономических барьеров, преодоление которых нецелесообразно и практически невозможно (услуги железнодорожного транспорта). Особыми факторами, которые снижают привлекательность отраслей транспортного комплекса, препятствуют вовлечению новых структур в конкуренцию, являются проблемы неправового характера (табл. 1.6, гр. 6,7, 8) (развитие криминальных структур, контролирующих эксплуатацию транспортного комплекса, низкая сохранность грузов, особенно на дальних перевозках).
3. На рынках услуг связи специфическим объективным препятствием для развития конкуренции является технический (технологический) фактор - ограниченность орбитального и частотного спектров связи, несмотря на то что конверсия частично расширяет возможности по их использованию.
4. На рынке продукции сельскохозяйственного машиностроения - удержание цен на высоком уровне и повышение их при одновременном сокращении объемов производства, лоббирование распределения в свою пользу квот на поставку сельскохозяйственной техники по лизингу и бюджетных ссуд, выделяемых предприятиям сельскохозяйственного машиностроения.
5. Рынки продукции пищевой промышленности являются рынками, географические границы которых находятся, как правило, в пределах административных границ субъектов Федерации или более мелких административно-территориальных образований. Этим определяется более тесная зависимость субъектов этих рынков от степени развитости рыночной инфраструктуры, прежде всего транспортной, а также от группы административных ограничений, устанавливаемых органами власти субъекта Федерации и местного самоуправления.
6. В сфере торговли специфических факторов особенно много: вмешательство местных администраций в деятельность хозяйствующих субъектов;
Административные препятствия неправового характера (коррупция, бюрократизм, волокита);
Сложная криминогенная обстановка на рынке (рэкет, бандитизм, контрабанда).
Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время данные препятствия развития конкуренции не являются специфическими только для торговли, они имеют место на всех рынках. Представленная специфика развития конкуренции на российских отраслевых рынках не отодвигает, а обостряет проблему поиска приемов и методов добросовестной конкуренции. Сложность ситуации состоит в том, что отдельных разовых мероприятий недостаточно. Необходима целенаправленная работа по стимулированию достижения лучших результатов. Причем значительная часть стимулов должна исходить от наиболее заинтересованных субъектов бизнеса - непосредственно предприятий. Борьба за потребителя должна стать ключевым приоритетом работы, а конкурентные преимущества средством достижения успеха.
Таблица 1.6
Структурные, Организационные И Прочие Факторы, Ограничивающие
Конкуренцию
Обозначения: « 3 » - Весьма Значимое Препятствие Для Развития Конкуренции; « 2 » - Значимое Препятствие Для Развития Конкуренции; « 1 » - Незначительное Препятствие;
« Х » - Оценка Степени Значимости Препятствия Не Производилась (Естественная Монополия)