Переход от сегментации производства к групповой сегментации товаров
Производственная сегментация, как уже отмечалось, является базой для организации производственных структур по принципу «производство-товар-рынок». Исходной базой в подобных случаях является то, что товары сходны по назначению и структуре себестоимости. Различия главным образом касаются типоразмеров выпускаемых изделий и объемов партий. С помощью анализа таких факторов, как объем выпуска, ассортимент, типоразмеры, длительность производственного цикла, конкурентная ориентация, выделяются различные производственные сегменты в качестве автономных производственных структур со всем необходимым комплексом функций управления.
Сегмент, характеризующийся относительно постоянным и большим объемом партий, специализируется на «снижении издержек». Другой, менее емкий сегмент, с противоречивыми условиями производства и реализации, имеющий тенденцию к выпуску изделий мелкими, непостоянно заказываемыми партиями, - на дифференциации. Третий сегмент ориентируется на конкретные географические сегменты рынка (например, зарубежные), четвертый на отработку новых товаров. И, наконец, пятый сегмент, отличающийся разовыми, но срочными заказами, - на стратегию немедленного реагирования на потребности рынка. Одним из положительных итогов реорганизации при таком подходе может стать сокращение производственного цикла и увеличение загрузки оборудования.
Вместе с тем, как показывают зарубежный опыт, а также примеры производственной сегментации в отечественном производстве автомобильных запасных частей и комплектующих изделий («АвтоВАЗ», «Ярославский моторный завод», «Уральский автомобильный завод») и в некоторых оборонных компаниях, подобные реорганизации имеют и ряд отрицательных эффектов.
Во-первых, они создают значительные противоречия между необходимостью более полного использования ресурсов и автономностью производственных структур, так как требуют определенного дублирования функций разработки (проектирования), производственного планирования и контроля Особые сложности возникают при необходимости автономного обслуживания подобных производственных единиц (транспортирование, складирование, упаковка, погрузка и т. п.).
Во-вторых, попытка избежать издержек, связанных с неполным использованием производственных мощностей, в конечном счете может привести к еще более глубокому дроблению производственных единиц. В этом случае возникают производственные конфликты с другими, менее специализированными производствами. В результате эффект автономного использования стратегий конкуренции существенно перекрывается затратами по координации производственного процесса.
Стремление избежать негативных последствий требует развития принципов производственной сегментации. В первую очередь это касается рационального сочетания универсализации и специализации производственных подразделений на основе группового принципа организации производства. В его основе лежит групповая технология изготовления товаров, базирующаяся на конструкционной схожести производимых изделий и требующая комбинирования производственных ресурсов в однородные группы для упрощения (удешевления) инфраструктуры производственного процесса.
Таким образом, групповой принцип можно рассматривать как комбинацию ресурсов для предметно-замкнутого производства товаров в рамках одной производственной структуры. Он позволяет осуществлять автономное производственное планирование для большой номенклатуры товаров, эффективно осуществлять контроль производства.
Групповая сегментация товаров в рамках автономной производственной структуры требует изменения подходов к организации производства. Такие изменения происходят в ходе внедрения гибких производственных систем (ГПС), автономных рабочих групп.