ПОСЛЕДНИЙ ГОСБЮДЖЕТНЫЙ
В 1970 году КБ рыбинского судостроительного завода «Вымпел» был спроектирован и на этом же заводе построен буксирно-моторный катер проекта БМК-130.
Этот катер был создан на основе специального катера, разработанного по заказу Министерства Обороны для сапёрных войск, который предназначался для наведения переправ через реки. Он имел толкающее устройство для формирования переправ из понтонов и транспортировочное устройство с убирающейся парой колёс для возможности буксировки его автомобилем.
Катер проекта БМК-130 был сделан путём исключения толкающего и транспортировочного устройств и незначительных конструктивных изменений, соответствующих требованиям правил Речного Регистра РСФСР для катеров речного плавания.
Он был прост по своему устройству и обслуживанию, представлял собой открытый стальной корпус с установленным в нём двигателем и с минимально необходимым объёмом судовых устройств и систем. В процессе эксплуатации для повышения комфортности экипажем было сделано самодельное съёмное закрытие, а потом оно было усовершенствовано и введено в конструкторскую документацию заводом-строителем.
За свою простоту, надёжность и дешевизну катер имел большой спрос у потребителей, но к 1980 году безнадёжно отстал от современных требований, а спрос на него не уменьшился. Была попытка проектанта сделать его современным, но цена на него возросла настолько, что потребитель категорически потребовал сохранить в производстве существующий катер БМК-130.
В 1980 году филиал ЦКБ «Восток» получил задание министерства создать малый буксирный катер с обязательным сохранением или малым отличием трудоёмкости постройки от серийно строящихся на судостроительном заводе «Вымпел» катеров проекта БМК-130 для народного хозяйства.
Новый катер проекта 14860 «Бурлак» должен был буксировать плавсредства малого тоннажа, обеспечивать паромные переправы, производить маневровые операции в портах, на лесосплавах и в районах гидростроительных работ.
Техническое задание на катер было составлено совместно с КБ завода «Вымпел». За период эксплуатации проекта БМК-130 с 1971 по 1978 год у проектанта накопились замечания и предложения эксплуатирующих организаций. В основном все замечания были по существу, и пренебрегать ими при проектировании нового катера не было смысла. Что же хотел потребитель?
Потребитель хотел заменить двигатель более мощным и изолировать его от водителя с целью снижения шумности и наличия выхлопных газов на посту управления катером, вместо временного «колпака» установить постоянную рубку, усилить днищевую обшивку.
Это были основные замечания, которыми нельзя было пренебрегать, хотя бы потому, что с такими замечаниями ни один надзорный орган не согласовал бы проект. Кроме этих замечаний было пожелание завода-строителя максимально снизить трудоёмкость изготовления корпуса за счёт формирования его из плоских секций.
Главным конструктором катера был Е. В. Захаров.
В техническом предложении были выполнены три варианта малого буксирного катера проекта 14860: озёрного плавания и речного плавания в полном соответствии с правилами Речного Регистра РСФСР и речного плавания с упрощениями конструкций, но проверенными расчётами.
Все варианты имели длину 7,5 м, плоские остроскулые обводы, одинаковую тягу на гаке, один и тот же двигатель мощностью 135 л. с., почти одинаковую скорость, единый корпус и архитектурный стиль.
Архитектура представляла собой закрытый катер с притопленной рубкой в носовой трети катера. В корпусе располагались: форпик, отсек под рубкой, моторный отсек и ахтерпик. Средняя и кормовая трети верхней палубы были заняты буксирным устройством.
Первые два варианта имели отличия только в части требований, предъявляемых Регистром к судам определённого района плавания включая конструктивные особенности и комплектацию. Третий расчетный вариант отличался от второго «речного варианта» сокращенной комплектацией и незначительными конструктивными отступлениями. Из-за малого отличия тактико-технических характеристик и стоимости от «речного варианта» третий вариант был исключён из дальнейшего рассмотрения.
По результатам анализа проектант остановился на катере речного плавания, как на оптимальном варианте.
Новый малый буксирный катер проекта 14860 выгодно отличался от своего предшественника катера проекта БМК-130. Его двигатель размещался в отдельном моторном отсеке и не задымлял выхлопными газами место водителя, которое теперь находилось в изолированной ходовой рубке, таким образом, было снижено и воздействие шума на экипаж. Катер имел сплошную палубу, которая была приспособлена для выполнения буксировочных, кантовочных и прочих работ. В отличие от своего «потопляемого» предшественника катер проекта 14860 имел одноотсечную непотопляемость, простой и технологичный корпус с упрощенными плоскими обводами вместо лекальных, более мощную энергетическую установку. Новый катер соответствовал всем требованиям надзорных органов.
/(атер проекта БМХ-730у причальной стенки ЦКБ о Редан» (6.0 м, 3,6 т, 700л. с., 70уз). /7а заднем плане малый буксирный катер проекта 74660 «Бурлак». |
Малый буксирный катер проекта 74860 «Бурлак» (8,7м. 8,0т, 780л. с„ 77уз) |
Но расчетная стоимость нового катера получилась почти в три раза больше, чем у проекта БМК-130. Такая стоимость была неприемлема для министерства, и работы по катеру были приостановлены. Не были приняты к сведению заверения проектанта о том, что создание нового катера, соответствующего требованиям надзорных органов и отвечающего экономическим и техническим требованиям потребителей с сохранением старой цены близкой к стоимости катера проекта БМК-130, не представляется возможным.
В 1983 году работы по проектированию катера проекта 14860 с теми же требованиями были переданы КБ завода «Вымпел». Новому проектанту теперь предстояло устранить выявленные недостатки, согласовать проект с Регистром и другими надзорными органами и при этом сохранить цену катера близкой к существующей.
Заводское КБ по результатам своей разработки пришло к выводу, что все эти недостатки устранить путём модернизации катера проекта БМК-130 не представляется возможным, и что эта работа приводит к созданию нового проекта. И коллектив КБ разработал такой новый проект.
В 1985 году произошла реорганизация филиала ЦКБ «Восток», на его базе было создано ЦКБ «Редан» с филиалами в городах Рыбинске и Сосновке.
Так проект 14860 опять вернулся в ЦКБ «Редан», где и был окончательно доработан с постройкой в 1987 году на опытном производстве проектанта головного малого буксирного катера.
Головной катер имел стальной сварной корпус, а в качестве энергетической установки дизельный двигатель ЯМЭ-236, который работал с раздачей мощности через редуктор на два гребных винта, что обеспечивало катеру исключительную маневренность.
Заводские испытания подтвердили высокие эксплуатационные качества катера, а опытная эксплуатация катера на лесосплаве - возможность большого спроса и вселила надежду на его крупносерийное производство.
Теперь предстояло аттестовать катер на высшую категорию качества. Но аттестация не получилась, так как конвертиро - Сборка катера из плоских секций в эллинге предприятия.
Ванный дизельный агрегат на базе дизеля Стапель-кондуктор также имеет простые плоские формы.
Катер ярое/ста /4660 |
TOC o "1-5" h z Водоизмещение полное, т ок. 8
Длина наибольшая, м 8,7
Ширина наибольшая, м 2,4
Высота борта на миделе, м 1,3
Габаритная осадка, м ок. 0,65
Скорость хода, км/ч 20
Дальность плавания, км ок. 200
Экипаж, чел. 2
Главный двигатель КамАЗ с раздачей
Мощности на 2 гребных винта, ок. 160 л. с. или 2 двигателя Д3900М (НРБ) мощностью 57 л. с. Материал корпуса сталь
Катер проекта 1МК-730 |
Водоизмещение полное, т |
3,6 |
Мореходность, балл |
3 |
Длина наибольшая, м |
7,85 |
Экипаж, чел. |
2 |
Ширина наибольшая, м |
2,10 |
Кол-во пассажиров, чел. |
4 |
Высота борта на миделе, м |
1,40 |
Главный двигатель |
ЯАЗ-204В-Ср-2,5 |
Осадка при полн. водоизмещении, м |
0,59 |
Мощность двигателя л. с. |
100 |
Скорость хода, км/ч |
19 |
Число оборотов, об/мин |
1900 |
Дальность плавания, км |
Ок. 100 |
Материал корпуса |
Сталь |