ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ КАТЕРА ДЛЯ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА
В начале Первой мировой войны верфь получила заказ Морского министерства на постройку мореходных катеров многоцелевого назначения.
Приступая к рассказу об этих катерах, можно вспомнить историю русско-шведс - ких войн в шхерах Финляндии, а также взаимосвязь между финскими шхерами и балтийским катеростроением.
Военные операции русских войск на территории Финляндии только тогда имели успех, когда сухопутные операции поддерживались флотом, подготовленным к действию в условиях шхер.
Уже с петровских времён стало ясно, что шхеры могут быть надёжным союзником в войне против более сильного флота. Маневренные мелкосидящие суда-галеры, безнаказно оперируя внутри финских шхер, были недоступны для шведских кораблей, что подтвердилось в годы последующих войн со Швецией.
Чтобы быть хозяином в шхерах, их нужно изучать и хорошо знать, знать правила безопасного плавания в них и обходиться без услуг наёмных лоцманов.
Опыт плавания в шхерах показал, что для изучения искусства плавания и ведения боевых действий в этих условиях наиболее удобны моторные катера, как мореходные и маневренные суда, с малой осадкой и быстроходные. Кроме того, они не требуют развитых условий базирования, легки в обслуживании, экономичные и не демаскируют себя задымлённостью.
Особенности шхерной географии создавали для стационарных постов наблюдения целые сектора непросматриваемых участков суши и акваторий, для решения этой задачи нужно было создавать подвижные наблюдательные посты. Принимая во внимание все эти факты, Морское министерство для этой цели решило заказать серию катеров, но так как верфь Золотова ещё не была готова к этой работе, то осенью 1908 года заказ разместили на фирме «Андре и Розенквист».
Накануне Первой мировой войны в 1912 году началось строительство артиллерийской Ревель-Поркалоудской позиции, а в мае 1915 года началось оборудование Або-Аландской шхерной позиции. Эти артиллерийские позиции включали в себя форты, как на южном берегу Финского залива, так и на берегу Финляндии, а также береговые батареи, расположенные на островах. К примеру, на Аландских островах, число которых достигало 6,5 тысяч, к 1917 году планировалось разместить, и были размещены, более 20 артиллерийских береговых батарей. Вот для обслуживания этих батарей и были заказаны Морским министерством на верфи Золотова катера связи. Это были небольшие деревянные катера с импортными двигателями, каютами и палубными надстройками.
АХатер связи (70,7м, ". 40-60л. с., V |
Постройка катера в эллинге. В бушлате мастер М. И. Колосов. |
Основным назначением этих катеров было обеспечение связи с береговыми батареями, но они использовались и для несения сторожевой службы, и в качестве катерных тральщиков, и как служебно-разъездные, и для других целей.
Можно предполагать, что это были первые многоцелевые катера в российском флоте. В советском флоте их продолжением будут катера типа КМ и проекта 361.
Основным строительным материалом на верфи в то время было дерево. Только деревянные катера, в отличие от клёпаных стальных, могли обеспечить необходимые заказчику тактико-технические характеристики.
Создавая мореходные катера для Морского министерства, верфь при постройке корпусов освоила и внедрила диагональную обшивку, что позволило добиться увеличения прочности корпуса при снижении массы.
Суть диагональной обшивки заключалась в том, что наружная обшивка выполнялась из двух или трёх слоёв тонких планок, пазы которых располагались под углом 45° к линии киля и под углом 90° к пазам предыдущего слоя. Оба слоя крепились между собой медными заклёпками с шайбами и к набору - шурупами.
В годы Первой мировой войны эти катера использовались по своему прямому назначению, часть катеров была переоборудована в гидрографические катера и использовалась для промера шхерных фарватеров.
Спуск катера связи на верфи Золотова
Хат ера связи у пирса на Большой Невке |
Экипажи этих катеров приняли участие в Февральской буржуазно-демократи - ческой революции и 25 октября перешли на сторону Советской власти. В 1918 году катера были переданы Финляндской Советской рабочей республике. В апреле 1918 года катера были захвачены в Гельсингфорсе финскими белогвардейцами. Дальше следы катеров теряются, и судьбы их не известны.