МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА
В сентябре 1982 года Госснаб СССР обратился в Минсудпром с предложением о постройке малого разъездного рабочего катера с дизельным двигателем мощностью 25-40 л. с., грузоподъёмностью 3-4 т или вместимостью на 12—15 человек. Госснаб гарантировал заказ катеров в количестве 100 единиц ежегодно.
Этот катер предназначался для внутриобластных перевозок сельскохозяйственных продуктов, небольших партий груза, организованных групп рабочих и служащих и легкой колёсной техники.
В то время в качестве транспортного средства для перевозки небольших партий груза использовались катера большой грузоподъёмности типа проектов 376 или 1606, а также моторно-весельные лодки типа «Дори» или понтоны, буксируемые катерами проекта БМК-130. Если же реки были малые, то туда хода катерам проектов 376 или 1606 не было, и оставались только лодки «Дори». Эти деревянные лодки проекта 3985/1 были разработаны мурманским отделением Гипрорыбфлота и предназначались для вспомогательных работ на рыбном промысле в прибрежных морских водах и озёрах. Применение этих лодок в качестве транспортных средств ограничивалось глубиной акватории до одного метра, отсутствием причальных разгрузочных стенок и относительно малым сроком службы до 8—9 лет.
Учитывая недостатки лодок «Дори» и нецелесообразность использования судов большой грузоподъёмности для перевозок малых партий груза, назрела необходимость создания малотоннажного мелкосидящего транспортного судна для малых рек.
Эта работа была поручена главному конструктору A. B. Круговенко.
Мотор но - вёсельная лодка проекта 39Я5/7 типа «4ори» (Я. Ям, 6,5т. 25л. с., 6уз)
На основании данных, выданных Госснабом СССР, и введя ограничения по железнодорожному габариту 3,5 м и осадке 0,6 м, проектант получил длину около 13 м для транспортного средства грузоподъёмностью 3—4 т. Дальше, используя свой опыт и требования по упрощению судовых конструкций, комплектации судна простым и дешёвым оборудованием, универсальности по видам перевозимого груза и по простоте обслуживания в эксплуатации, проектант сделал техническое предложение малого разъездного рабочего катера (МРРК). На рассмотрение были представлены два варианта катера, которые имели одинаковые тактико-технические элементы и одинаковые главные дизельные двигатели мощностью 25 л. с., но отличались материалом корпуса, которым были сталь или стеклопластик.
Соотношение стоимостей постройки лодки «Дори», стального и пластмассового вариантов МРРК было соответственно - 1 : 1,5 : 2,7. Из-за такого соотношения цен в министерство был представлен на рассмотрение стальной вариант МРРК.
После рассмотрения в министерстве дальнейшая разработка проекта была отложена на некоторое время из-за отсутствия свободных производственных мощностей для постройки большой серии МРРК.
Работы по МРРК возобновились в самом конце 80-х годов, теперь это был проект 14680 малого многоцелевого катера или ММК 1300. Такой шифр обозначал, что эта модификация катера имеет длину 13 м. А была ещё модификация катера ММК 900, которая образовывалась удалением среднего конструктивного модуля грузовой палубы длиной 4 м. Проект 14680 рассматривался уже как модульное судно. Для него были разработаны несколько типоразмеров модулей, в числе которых были функциональные модули кормовой и носовой оконечностей длиной по 4,5 м, модуль средней части длиной 4,0 м, модуль рубки и конструктивные модули надстройки, которые по желанию заказчика могли быть превращены в функциональные модули определённого назначения.
Базовый катер по своему устройству был прост и представлял собой открытую платформу, запалубленную в кормовой части, где располагались амортизированная ходовая рубка и два главных двигателя. Предусматривалась возможность установки дизельного двигателя большей мощности с раздаточным редуктором мощности на два гребных вала. Благодаря расположению двух гребных винтов в туннеле, катер обладал высокой манёвренностью и защитой винтов при манёврах на малых глубинах.
Модем малого многоцелевого катера проекта 746ЯО (73. Ом. 75,5т, 2 х 30 л. с., 5,5уз) |
Открытая часть палубы имела носовую аппарель для возможности осуществления грузовых операций у берега, не оборудованного причалом, электрическую лебёдку и ручную или гидравлическую кран - балку грузоподъёмностью 0,5—1,2 т.
Благодаря модульной сборке базовый катер имел широкие возможности к модификации, набором модулей можно было сделать из него водолазный, медицинский, пожарный или любой другой катер. Но это никому не понадобилось, и только в 2002 году вспомнили об этом проекте, когда одна из фирм, которая занималась обслуживанием атомных объектов, заказала служебное судно.
Судно проекта 14684 «Озёрск» предназначалось для обслуживания конкретного водоёма на Урале, из которого происходил забор воды на объекты, имеющие атомные энергетические установки.
В задачу судна входил надзор за работой водозаборных решёток, фильтров и прочих устройств, расположенных на этом водоёме, и в случае необходимости доставка ремонтных бригад и запасных изделий. На производстве АО «Редан» было построено единичное судно. Это судно в отличие от базового катера проекта 14860 имело палубу по всей длине и грузовой трюм в носовой половине корпуса, а вместо аппарели был оформлен обычный форштевень.
Один главный двигатель через раздаточный редуктор работал на два гребных винта в насадках. Была предусмотрена возможность установки грузовой поворотной кран-балки грузоподъёмностью 500 кг для погрузки на палубу или в трюм малых грузов. Но в данном случае заказчик установку балки оставил за собой, а вместо этого попросил обеспечить максимальный комфорт в ходовой рубке. Это было сделано: площадь рубки была максимально увеличена, остекление обеспечивало хороший круговой обзор, и было предусмотрено отопление.
После постройки судно должно было пройти всесторонние испытания, как это всегда было принято на предприятии, но те проведённые проверки трудно было назвать испытаниями в полном смысле этого слова.
Малое служебное судно проекта 746Я4 & Озёрск* (9,2м. 72.5/п, 730л. с.. Я уз) |
Катер проекта 746Я4
|
2
6
КамАЗ 740.11 л. с. 180
2 гребных винта неповоротных насадках сталь
Катер проекта 796Я0 |
Водоизмещение полное, т |
10,0 |
Длина наибольшая, м |
13,2 |
Ширина наибольшая, м |
3,2 |
Высота борта на миделе, м |
1,3 |
Осадка средн. при полн. водоизм., м |
Ок. 0,6 |
TOC o "1-5" h z Скорость полного хода, км/ч 12,0
Экипаж, чел. 1
Кол-во пассажиров, чел. 10
Главный двигатель, л. с. дизель 40-60
Материал корпуса сталь
Так на плакате выглядел один из вариантов сборки модульного транспортного судна |
Проект и построенный катер получились хорошими, но цеховую сборку двига - тельно-движителого комплекса можно было бы сделать и лучше!
К концу 80-х годов стал чувствоваться финансовый дефицит предприятий, из-за чего сократились запросы на приобретение необходимых плавсредств.
Для того чтобы привлечь заказчика проектант старался придумать новые унифицированные и универсальные плавсредства. Одним из таких проектов было модульное транспортное судно или МТС, который в какой-то степени повторял проект 14680, но в более выраженном модульном исполнении.
Были разработаны несколько типоразмеров модулей, в числе которых были функциональные модули кормовой и носовой оконечностей, конструктивные типовые модули средней части, функциональный модуль рубки и модули леерного ограждения. Из этих модулей длиной 8,5 и 6 м и шириной 3 м можно было собрать ту модификацию судна, которая в наибольшей мере устраивала бы заказчика. Но заказчика не было.
Следующей попыткой удивить заказчика было проектирование и постройка опытного образца многоцелевой самоходной транспортной платформы или МСТП.
Основным назначением МСТП была доставка грузов по рекам, озёрам, акваториям морских портов и прибрежным районам морей.
Идея была такова: корпус плавсредства разбивался на одинаковые по конструкции взаимозаменяемые части, которые назывались конструктивными призматическими модулями. Каждый конструктивный модуль представлял собой объемные сборочные единицы, из которых можно было собрать судно любого архитектурного типа и водоизмещения.
Сборка призматических блоков многоцелевой самоходной транспортной платформы на берегу |
Сборка призматических блоков многоцелевой самоходной транспортной платформы на воде |
Располагая типовыми модулями, потребитель, даже не прибегая к помощи конструктора, мог сам сформировать плавсредство необходимой ему конфигурации и размеров. Располагая необходимым количеством модулей и минимальной механизацией, при помощи специальных замков и креплений из модулей можно было собрать или заказать то плавсредство, которое нужно заказчику. Сборка такого плавсредства на берегу потребовала бы специальных спусковых устройств или нескольких кранов большой грузоподъёмности. Чтобы этого избежать проектант придумал такие крепления, которые позволяли произвести сборку изделия на воде.
Размеры призматических модулей могли обеспечить транспортировку их в габаритах допустимых на железной дороге. Эти качества модулей позволяли создать транспортный флот и плавсооружения, такие как причал, мост-переправа и другие в местах, отдалённых от судостроительных предприятий, но испытывающих потребность в водном транспорте и оснащении необорудованного берега причальными сооружениями.
Вот так примерно и выглядел замысел конструктора, когда он приступил к реализации своей идеи.
На опытном производстве ЦКБ «Редан» были изготовлены призматические модули и собраны сначала на берегу, чтобы проверить работу замков, а потом на воде.
На берегу сборка прошла благополучно, а когда начали сборку на воде, то вмешался «Архимед со своим законом», и попытка собрать платформу на воде закончилась неудачей. Призматические модули имели различную осадку, и одни блоки не хотели тонуть, а другие всплывать, для того чтобы состыковаться. Одним словом попытка закончилась неудачей, предстояло дорабатывать проект, а денег уже не было!
Модем одного из вариантов сборки многоцелевой самоходной транспортной платформы 20- 8310 |