Катера

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

В сентябре 1982 года Госснаб СССР обратился в Минсудпром с предложением о постройке малого разъездного рабочего катера с дизельным двигателем мощностью 25-40 л. с., грузоподъёмностью 3-4 т или вместимостью на 12—15 человек. Госснаб гарантировал заказ катеров в количестве 100 единиц ежегодно.

Этот катер предназначался для внутриобластных перевозок сельскохозяйствен­ных продуктов, небольших партий груза, организованных групп рабочих и служащих и легкой колёсной техники.

В то время в качестве транспортного средства для перевозки небольших партий груза использовались катера большой грузоподъёмности типа проектов 376 или 1606, а также моторно-весельные лодки типа «Дори» или понтоны, буксируемые катерами проекта БМК-130. Если же реки были малые, то туда хода катерам проектов 376 или 1606 не было, и оставались только лодки «Дори». Эти деревянные лодки проекта 3985/1 были разработаны мурманским отделением Гипрорыбфлота и предназначались для вспомогательных работ на рыбном промысле в прибрежных морских водах и озёрах. Применение этих лодок в качестве транспортных средств ограничивалось глубиной акватории до одного метра, отсутствием причальных разгрузочных стенок и относи­тельно малым сроком службы до 8—9 лет.

Учитывая недостатки лодок «Дори» и нецелесообразность использования судов большой грузоподъёмности для перевозок малых партий груза, назрела необходи­мость создания малотоннажного мелкосидящего транспортного судна для малых рек.

Эта работа была поручена главному конструктору A. B. Круговенко.

Мотор но - вёсельная лодка проекта 39Я5/7 типа «4ори» (Я. Ям, 6,5т. 25л. с., 6уз)

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВАНа основании данных, выданных Госснабом СССР, и введя ограничения по же­лезнодорожному габариту 3,5 м и осадке 0,6 м, проектант получил длину около 13 м для транспортного средства грузоподъёмностью 3—4 т. Дальше, используя свой опыт и требования по упрощению судовых конструкций, комплектации судна простым и де­шёвым оборудованием, универсальности по видам перевозимого груза и по простоте обслуживания в эксплуатации, проектант сделал техническое предложение малого разъездного рабочего катера (МРРК). На рассмотрение были представлены два ва­рианта катера, которые имели одинаковые тактико-технические элементы и одина­ковые главные дизельные двигатели мощностью 25 л. с., но отличались материалом корпуса, которым были сталь или стеклопластик.

Соотношение стоимостей постройки лодки «Дори», стального и пластмассового вариантов МРРК было соответственно - 1 : 1,5 : 2,7. Из-за такого соотношения цен в министерство был представлен на рассмотрение стальной вариант МРРК.

После рассмотрения в министерстве дальнейшая разработка проекта была отло­жена на некоторое время из-за отсутствия свободных производственных мощностей для постройки большой серии МРРК.

Работы по МРРК возобновились в самом конце 80-х годов, теперь это был про­ект 14680 малого многоцелевого катера или ММК 1300. Такой шифр обозначал, что эта модификация катера имеет длину 13 м. А была ещё модификация катера ММК 900, которая образовывалась удалением среднего конструктивного модуля грузовой палубы длиной 4 м. Проект 14680 рассматривался уже как модульное судно. Для него были разработаны несколько типоразмеров модулей, в числе которых были функцио­нальные модули кормовой и носовой оконечностей длиной по 4,5 м, модуль средней части длиной 4,0 м, модуль рубки и конструктивные модули надстройки, которые по желанию заказчика могли быть превращены в функциональные модули определён­ного назначения.

Базовый катер по своему устройству был прост и представлял собой открытую платформу, запалубленную в кормовой части, где располагались амортизированная ходовая рубка и два главных двигателя. Предусматривалась возможность установки дизельного двигателя большей мощности с раздаточным редуктором мощности на два гребных вала. Благодаря расположению двух гребных винтов в туннеле, катер обла­дал высокой манёвренностью и защитой винтов при манёврах на малых глубинах.

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

Модем малого многоцелевого катера проекта 746ЯО (73. Ом. 75,5т, 2 х 30 л. с., 5,5уз)

Открытая часть палубы имела носо­вую аппарель для возможности осуществ­ления грузовых операций у берега, не обо­рудованного причалом, электрическую ле­бёдку и ручную или гидравлическую кран - балку грузоподъёмностью 0,5—1,2 т.

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВАБлагодаря модульной сборке базовый катер имел широкие возможности к моди­фикации, набором модулей можно было сде­лать из него водолазный, медицинский, пожарный или любой другой катер. Но это никому не понадобилось, и только в 2002 году вспомнили об этом проекте, когда одна из фирм, которая занималась обслужива­нием атомных объектов, заказала служеб­ное судно.

Судно проекта 14684 «Озёрск» пред­назначалось для обслуживания конкрет­ного водоёма на Урале, из которого происходил забор воды на объекты, имеющие атомные энергетические установки.

В задачу судна входил надзор за работой водозаборных решёток, фильтров и прочих устройств, расположенных на этом водоёме, и в случае необходимости достав­ка ремонтных бригад и запасных изделий. На производстве АО «Редан» было построе­но единичное судно. Это судно в отличие от базового катера проекта 14860 имело палубу по всей длине и грузовой трюм в носовой половине корпуса, а вместо аппарели был оформлен обычный форштевень.

Один главный двигатель через раздаточный редуктор работал на два гребных винта в насадках. Была предусмотрена возможность установки грузовой поворотной кран-балки грузоподъёмностью 500 кг для погрузки на палубу или в трюм малых грузов. Но в данном случае заказчик установку балки оставил за собой, а вместо этого попросил обеспечить максимальный комфорт в ходовой рубке. Это было сдела­но: площадь рубки была максимально увеличена, остекление обеспечивало хороший круговой обзор, и было предусмотрено отопление.

После постройки судно должно было пройти всесторонние испытания, как это всегда было принято на предприятии, но те проведённые проверки трудно было на­звать испытаниями в полном смысле этого слова.

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

Малое служебное судно проекта 746Я4 & Озёрск* (9,2м. 72.5/п, 730л. с.. Я уз)

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

Катер проекта 746Я4

Водоизмещение полное, т

12,4

Экипаж, чел.

Длина, м

9,2

Спедперсонал, чел.

Ширина, м

3,6

Главный двигатель

Высота борта на миделе, м

1,5

Мощность двигателя

Осадка, м

0,8

Движитель

Скорость хода, км/ч

15

В

Мореходность, балл

3

Материал корпуса

2

6

КамАЗ 740.11 л. с. 180

2 гребных винта неповоротных насадках сталь

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

Катер проекта 796Я0

Водоизмещение полное, т

10,0

Длина наибольшая, м

13,2

Ширина наибольшая, м

3,2

Высота борта на миделе, м

1,3

Осадка средн. при полн. водоизм., м

Ок. 0,6

TOC o "1-5" h z Скорость полного хода, км/ч 12,0

Экипаж, чел. 1

Кол-во пассажиров, чел. 10

Главный двигатель, л. с. дизель 40-60

Материал корпуса сталь

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

Так на плакате выглядел один из вариантов сборки модульного транспортного судна

Проект и построенный катер получились хорошими, но цеховую сборку двига - тельно-движителого комплекса можно было бы сделать и лучше!

К концу 80-х годов стал чувствоваться финансовый дефицит предприятий, из-за чего сократились запросы на приобретение необходимых плавсредств.

Для того чтобы привлечь заказчика проектант старался придумать новые уни­фицированные и универсальные плавсредства. Одним из таких проектов было мо­дульное транспортное судно или МТС, который в какой-то степени повторял проект 14680, но в более выраженном модульном исполнении.

Были разработаны несколько типоразмеров модулей, в числе которых были функ­циональные модули кормовой и носовой оконечностей, конструктивные типовые мо­дули средней части, функциональный модуль рубки и модули леерного ограждения. Из этих модулей длиной 8,5 и 6 м и шириной 3 м можно было собрать ту модификацию судна, которая в наибольшей мере устраивала бы заказчика. Но заказчика не было.

Следующей попыткой удивить заказчика было проектирование и постройка опыт­ного образца многоцелевой самоходной транспортной платформы или МСТП.

Основным назначением МСТП была доставка грузов по рекам, озёрам, аквато­риям морских портов и прибрежным районам морей.

Идея была такова: корпус плавсредства разбивался на одинаковые по конструк­ции взаимозаменяемые части, которые назывались конструктивными призматичес­кими модулями. Каждый конструктивный модуль представлял собой объемные сбо­рочные единицы, из которых можно было собрать судно любого архитектурного типа и водоизмещения.

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

Сборка призматических блоков многоцелевой самоходной транспортной платформы на берегу

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

Сборка призматических блоков многоцелевой самоходной транспортной платформы на воде

Располагая типовыми модулями, потребитель, даже не прибегая к помощи конструктора, мог сам сформировать плавсредство необходимой ему конфигура­ции и размеров. Располагая необходимым количеством модулей и минимальной механизацией, при помощи специальных замков и креплений из модулей можно было собрать или заказать то плавсредство, которое нужно заказчику. Сборка такого плавсредства на берегу потребовала бы специальных спусковых устройств или нескольких кранов большой грузоподъёмности. Чтобы этого избежать проек­тант придумал такие крепления, которые позволяли произвести сборку изде­лия на воде.

Размеры призматических модулей могли обеспечить транспортировку их в га­баритах допустимых на железной дороге. Эти качества модулей позволяли создать транспортный флот и плавсооружения, такие как причал, мост-переправа и другие в местах, отдалённых от судостроительных предприятий, но испытывающих потреб­ность в водном транспорте и оснащении необорудованного берега причальными сооружениями.

Вот так примерно и выглядел замысел конструктора, когда он приступил к реа­лизации своей идеи.

На опытном производстве ЦКБ «Редан» были изготовлены призматические мо­дули и собраны сначала на берегу, чтобы проверить работу замков, а потом на воде.

На берегу сборка прошла благополучно, а когда начали сборку на воде, то вмешался «Архимед со своим законом», и попытка собрать платформу на воде за­кончилась неудачей. Призматические модули имели различную осадку, и одни блоки не хотели тонуть, а другие всплывать, для того чтобы состыковаться. Одним словом попытка закончилась неудачей, предстояло дорабатывать проект, а денег уже не было!

МОДУЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА

Модем одного из вариантов сборки многоцелевой самоходной транспортной платформы

20- 8310

Катера

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC o "1-5" h z Предисловие автора.................................................................................................................................................. 3 Часть первая СТАНОВЛЕНИЕ Глава 1. Очень коротко о прошлом..................................................................................................................... 5 Первые серийные катера для военного министерства...................................................................... 8 Сторожевые катера «СК»................................................................................................................................ 10 Пограничные …

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров В. Б., Зиначёв А. Г. Живые, пойте о нас. - «ГГ., Лениздат, 1969. Алексеев H., Лисов Г. Корабли девятой пятилетки. - М., «Наука и жизнь», № 11, 1972. Андреев …

Переименование ЦКБ «РЕДАН» за период его существования

Наименование Дата присвоения наименования Причина переименования Филиал ЦКБ-5 1 апреля 1956 года Реорганизация СКБ-5 в ЦКБ-5 с передачей ему цеха № 6 завода № 5 Филиал ЦМКБ «Алмаз» 1 октября …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.