КАТЕРА ТИПА «КМ» И ИХ МОДИФИКАЦИИ
ДЛ Блинов - первый начальник мастерской Морпогранохраны |
В конце 20-х годов началось угасание новой экономической политики, и Золотов, не дожидаясь реквизиции своего предприятия, в марте 1930 года безвозмездно передал свою верфь государству. Верфь перешла в ведение Главного управления погранохраны ОГПУ и стала именоваться «Судостроительная мастерская Морпогранохраны ОГПУ», а сам А. Л. Золотов был зачислен в штат мастерской на должность конструктора и строителя. Начальником мастерской был назначен бывший морской офицер Дмитрий Леонидович Блинов.
Территория мастерской к тому времени занимала около 0,5 гектара, на которой располагался большой двухэтажный кирпичный эллинг, кузница, да несколько сараев для хранения и сушки древесины, где трудились около десятка рабочих. Производительность мастерской составляла не более двух катеров в год, что далеко не покрывало потребности Морпогранохраны.
Д. Л. Блинов, приступая к исполнению своих обязанностей, начал с расширения существующего производства. Для этого он добился передачи мастерским части территории соседнего лесопильного завода, где был построен новый эллинг, было закуп
лено дополнительное оборудование, заключены договоры на поставку импортного комплектующего оборудования, налажена поставка материалов из ближних и дальних регионов России для постройки катерных корпусов. Одновременно производился набор опытных рабочих в Ленинграде и окрестных областях. К началу 1931 года количество рабочих мастерской превысило полсотни человек.
Намечалось и качественное изменение продукции мастерской. Параллельно со строительством катеров «ЗК» в мастерских начали осваивать новый проект катера, предназначенного для несения речной и морской рейдовой пограничной службы.
В 1930 году Д. Л. Блинов, будучи в командировке в Германии, привез чертежи металлического катера, разработанного одним из судостроительных заводов Гамбурга для несения полицейской службы в портах и на реках пограничных районов. Этот проект и был положен в основу нового катера с деревянным корпусом длиной около 10 м получившего индекс «КМ».
Позже в мастерской Морпогранохраны катер стали делать с корпусом длиной 13,9 м, одновальной механической установкой мощностью 63 л. с., вооруженным одним пулемётом калибром 7,62 мм. При этом водоизмещение катера увеличилось до 6,5 т, значительно улучшились ходовые качества. Скорость катера составила 9,5 уз.
Он получил индекс «КМ-2» и строился в основном для ОГПУ, как сторожевой пограничный катер.
Несмотря на модернизацию, мастерская Морпогранохраны в 1931 году могла выпускать в год всего полтора десятка катеров типа «ЗК» и «КМ». Такие темпы строительства не могли удовлетворить растущие потребности Морпогранохраны, и стал вопрос о создании нового современного специализированного производства катеров для нужд морских пограничников.
Этот вопрос был решен путем открытия в феврале 1933 года на Петровском острове в Ленинграде новой современной судостроительной верфи Морпогранохраны. Бывшие мастерские стали именоваться «Отделением судоверфи Морпогранохраны», а некоторое время спустя цехом № 6 судостроительной верфи Морпогранохраны.
С вводом в строй новой верфи на Петровском острове туда перешли и все основные заказы, а цех № 6 стал специализироваться на строительстве малых катеров, шлюпок и спортивных судов.
В 1935 году поступил срочный заказ на постройку пограничных катеров с пулемётом и радиостанцией для Дальнего Востока.
Принимая во внимание срочность заказа, конструкторское бюро в основу проекта полоЖилО промысловое судно треста Главвостокрыбпрома типа «кунгас-кавасаки». К этому типу относились суда прибрежного плавания, характерные для Дальнего Востока.
Пограничный катер типа «Кунгас-Кавасаки». Ок. (7Sm, 20 т. SO л. с., 6.Sуз), вооружение - радиостанция, пулемёт калибра 7,62 мм. |
Сторожевой катер типа /(М-4 (73,9м. ок. 77т, 2x63ас., 70уз) |
Они имели ломаные в поперечном сечении обводы, наклонный к воде форштевень, транцевую корму с навесным рулём и относительно плоское дно, что позволяло иметь небольшую осадку.
Такие суда были хорошо приспособлены для эксплуатации в условиях Дальнего Востока, и уже само название «кавасаки» говорило о его японском происхождении и принадлежало плоскодонным рыбацким судам.
К слову сказать, 180 судов такого типа были в годы Второй мировой войны включены в состав Тихоокеанского флота и использовались в качестве сторожевых судов для охраны коммуникаций и баз, а также использовались в качестве сетевых и минных заградителей и катеров воздушного наблюдения, оповещения и связи.
После прекращения строительства катеров типа «ЗК» в 1935 году, цех целиком перешел на строительство катеров типа «КМ».
К этому времени в конструкторском бюро был разработан новый вариант катера с двумя главными двигателями, который получил индекс «КМ-4», главным конструктором катера был С. В. Пугавко. Эти катера в качестве пограничных сторожевых катеров поступали к своему основному заказчику.
Для покрытия нужд народного хозяйства верфь находила возможности часть катеров выпускать в качестве служебно-разъездных, которые шли не только в народное хозяйство, но и для Военно-Морского Флота.
2-8310 |
По опыту траления мин в Финском заливе после советско-финской войны выявилась острая необходимость в мелкосидящих тральщиках. Переоборудование строящихся серийно морских охотников типа МО-4 могло бы решить эту задачу, так как переоборудованный охотник вполне отвечал тактико-техническим требованиям технического задания. Но постройка таких тральщиков привела бы к сокращению
/(атер-тралъщик типа /(М-4 (73,9м, ок. 72 т, 2x63 л. с., 70 уз) |
Выпуска не менее необходимых Военно-Морскому Флоту морских охотников. Поэтому это противоречие решили разрешить путём использования существующего проекта малого разъездного деревянного катера типа КМ-4.
Несмотря на то, что этот катер не совсем отвечал требованиям технического задания по скорости и вооружению, тем не менее, он имел ряд достоинств, такие как малая осадка, деревянный корпус, который обеспечивал их безопасность от магнитных мин, сравнительно малая стоимость, что было особенно важно при массовой постройке этих катеров.
Кроме упомянутых назначений катера типа КМ использовались, как минные заградители, дымзавесчики, катера воздушного наблюдения, оповещения и связи и для других целей.
В годы Великой Отечественной войны катера типа КМ были самыми массовыми катерами, которые применялись на всех фронтах боевых действий и заслужили похвалу от лиц их эксплуатирующих.
С первого дня войны свои пограничные сторожевые катера в оперативное подчинение Военно-Морскому Флоту передали: Азербайджанский (6 ед.), Архангельский (3 ед.), Грузинский (6 ед.), Ленинградский (9 ед.), Прибалтийский (14 ед.), Черноморский (21 ед.) пограничные округа и Военно-морское пограничное училище морпогранохраны НКВД (4 ед.). Ряд военно-морских учебных заведений и других учреждений флота передали свои разъездные катера (16 ед.). От промышленности в период с января 1941 года по декабрь 1945 года поступило 222 катера. Всего в состав Военно-Морского Флота был передан 301 катер. Поначалу все пограничные сторожевые катера использовались в качестве сторожевых катеров, но потом в конце 1941 и начале 1942 года 37 сторожевых катеров были переоборудованы в катерные тральщики, хотя в марте 1943 года наблюдалось и обратное явление, когда 20 катерных тральщиков были переоборудованы в сторожевые катера.
Первоначально все катера распределялись так:
Сторожевые катера типа КМ-2 - 67 единиц, типа КМ-4 - 45 единиц;
Катерные тральщики типа КМ-2 - 24 единицы, типа КМ-4 - 165 единиц.
После, по мере необходимости, происходило переоборудование катеров в минные заградители, дымзавесчики, катера воздушного наблюдения, оповещения и связи, десантные и разъездные.
По флотам катера распределились так: Балтийский флот - 231 катер, Черноморский флот - 46 катеров, Северный флот - три катера, Каспийская военная флотилия - шесть катеров и Тихоокеанский флот - 15 катеров.
Говоря об участии катеров типа КМ в Великой Отечественной войне, не стоит их делить на «КМ-2» и «КМ-4», так как все эти катера выполняли одни и те же задачи, участвовали в одних и тех же боевых операциях и судьбы этих катеров были весьма схожи. Эти катера, как солдаты единой армии, вставшей на защиту Родины, сражались с врагом, совершали подвиги, получали ранения, излечивались, побеждали и, как солдаты, погибали в боях.
Катера Балтийского и Черноморского флотов участвовали во всех крупных десантных и наступательных операциях, которые вошли в историю Второй мировой войны. И, несмотря на такое массовое участие катеров типа КМ в таких грандиозных операциях, процент потерь их был относительно невысок. Всего за годы войны от воздействия вражеской авиации, береговой и корабельной артиллерии, подрыва на минах, аварий и гибели по погодным условиям погибло всего 16% катеров от общего числа, участвующих в боевых действиях.
Надо отметить, что не все погибшие катера были потеряны для флота безвозвратно. Те катера, которые погибали на территории, не занятой врагом, были подняты и после ремонта вновь введены в строй и продолжали свою службу.
Благодаря простоте своей конструкции и лёгкой доступности материала корпуса, а он был из дерева, подъём катера и его ремонт не требовали сложного техноло-
Эминг цеха № 6. где в годы войны производилась постройка и ремонт катеров типа /(М |
Гического оборудования и больших энергетических затрат. Да и ремонтная база для балтийских катеров с 1941 по 1944 годы была рядом.
Основным поставщиком катеров типа КМ была «Судостроительная верфь Мор - погранохраны» и в частности её цех № 6. Выпуск катеров производился ежегодно: так в 1941 году было построено 46 катеров, в 1942 году только 20. Такое снижение темпов постройки объяснялось тем, что конец 1941 и начало 1942 года были годами ожесточённых боёв на Балтике, и основная работа верфи заключалась в ремонте и восстановлении катеров, получивших боевые повреждения. И, как рассказывают очевидцы, коллектив верфи творил чудеса, восстанавливая боеспособные катера из груды покорёженного дерева и металла.
Когда на Балтике наступила относительная стабилизация боевых действий, верфь в 1943 году построила 53 катера, в 1944 - 63 единицы, в начале 1945 года - 10 единиц.
Всего за годы войны в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года катеро - строители сдали фронту 192 катера, не считая тех катеров, которым была возвращена жизнь.
Можно много рассказывать об участии катеров типа КМ в войне, но, чтобы не утомлять читателя, напомним только несколько трагических и героических эпизодов, а для любителей статистики в конце части приведены данные по участию катеров в основных операциях Великой Отечественной войны.
Мало какому катеру досталась такая боевая биография, как катеру СКА №076. Этот катер типа КМ-2 входил в 6-й Керченский Краснознамённый дивизион сторожевых катеров Черноморского флота.
Этот катер участвовал во всех крупных операциях на Черном море, а именно в Керченско-Феодосийской десантной операции, Новороссийской десантной операции, Новороссийско-Таманской наступательной операции, Керченско-Эльтигенской десантной операции.
В ноябре 1943 года попал под бомбовый удар вражеской авиации и был потоплен у берегов Тамани, но в том же месяце был поднят и после капитального ремонта введён в строй. Войну он закончил в качестве разъездного катера.
О слабости вооружения катеров типа КМ говорилось неоднократно, а война подтвердила это на деле.
Так катер с бортовым номером И-29 вступил в бой в районе Шепелевского маяка с девятью истребителями МЕ-109, каждый из которых был вооружён 20-мм пушкой и четырьмя пулемётами калибром 7,92 мм. Что мог противопоставить катер? Только пулемёт 7,62 мм. Исход боя можно легко предположить.
Немецкая подводная лодка V-250 в Петровском доке Кронштадта, сентябрь 7944г. |
Катерный тральщик с бортовым номером 605 в районе Стрельны имел бой с немецким катером. В результате воздействия артиллерийского огня с немецкого катера тральщик потерял ход и был забросан гранатами.
Рассказывая о боевой деятельности катеров «КМ», следует вспомнить об их участии в уничтожении немецкой подводной лодки Ц-250.
30 июля 1944 года дивизион тральщиков осуществлял траление мин и постановку навигационных вех для предстоящего десанта на финское побережье. Их работу прикрывали два сторожевых катера-дымзавесчика типа «КМ» с бортовыми номерами 908 и 910. В случае обстрела с финского берега они должны были поставить дымовую завесу. Вечером радист с катера СКА №’ 910, выбрасывая за борт мусор, обнаружил тень подводной лодки. Катер не имел оружия, кроме малокалиберного пулемёта, и поэтому вызвал охотника МО-ЮЗ, который находился в пяти милях от него. В это время лодка уходила, и командир катера решил её преследовать, проявив при этом большое мужество. Ведь если бы лодка всплыла, то что мог бы сделать катер, вооруженный пулемётом калибра 7,62 мм против спаренной 37-мм артиллерийской установки и двух спаренных 20-мм автоматов? Преследование длилось до тех пор, пока подоспевший охотник не уничтожил подводную лодку.
Далее, в сентябре того же года лодку подняли и поставили в сухой док Кронштадта.
На лодке были обнаружены электроакустические торпеды Т-5 - новейшее и совершенно секретное оружие Германии.
Основной задачей катеров была защита коммуникаций и баз, а также обеспечение боевой деятельности сил флота, в том числе и боевое траление. Но в числе разнообразных задач было и непосредственное участие в высадке десанта на вражеский берег, как это произошло при высадке тактического десанта в район Петергофа в октябре 1941 года.
Отправка десанта производилась с Ленинградской пристани Кронштадта. Для погрузки десанта были выделены 20 катеров типа КМ, пять сторожевых катеров типа МО и бронекатер для артиллерийской поддержки десанта. На каждый катер типа КМ предполагалось взять 25 человек с оружием. Кроме того, выделялись шестивесельные ялы, в каждом из которых размещалось по 10 вооруженных морских пехотинцев. Глубокой ночью катера со шлюпками на буксире отошли от пирса и взяли курс на Петергоф. При полной скрытности удалось первой партии десантников подойти вплотную к берегу, высадиться на него и смять боевое охранение противника, но потом после короткого замешательства немецкая артиллерия открыла шквальный огонь, что не помешало, хотя и с большими жертвами, завершить высадку десанта. Далее трагическая судьба петергофского десанта известна.
Так воевали катера типа КМ!
После окончания войны катера, взятые в пограничных округах, были возвращены их владельцам, правда, из 63 взятых катеров вернули только 27 единиц.
16 бывших пограничных катеров, переоборудованных в годы войны в катерные тральщики, остались воевать, им предстояло очищать Балтийское море от мин.
Кроме того, от промышленности после мая 1945 года было получено еще 18 катеров, которые в качестве катерных тральщиков продолжали войну на Балтике.