ХОЛОДИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПИЩЕВЫХ ГРУЗОВ
Перевозки пищевых грузов с применением холода составляют отдельную отрасль холодильной техники, получившую общее название хладотранспорт. В зависимости от путей сообщения он разделяется на железнодорожный, автомобильный, водный (морской и речной) и воздушный.
Железнодорожный хладотранспорт имеет в нашей стране огромное значение, так как перевозки пищевых грузов часто совершаются на большие расстояния и занимают значительное время. Например, мороженая рыба с Дальнего Востока поступает в Москву через 15—20 суток.
Рис. 18. Схема вагона-ледника с потолочными приборами охлаждения. |
Пищевые продукты по железной дороге перевозят в так называемых изотермических вагонах («изотерма» по-гречески — равный по температуре). Независимо от колебания температур наружного воздуха внутри этих вагонов поддерживается постоянная, достаточно низкая температура, определённая для каждого вида продуктов.
Основным типом изотермических вагонов являются вагоны-ледники. Кузов вагона-ледника имеет изоляцию и охлаждающие приборы. В настоящее время вместо «решетчатых карманов» для смеси льда и соли у торцевых стен вагона - ледника применяется несколько спаренных баков под потолком (рис. 18). Охлаждающие приборы вагона-ледника вмещают 5—6 тонн смеси льда и соли, которая загружается сверху через люки. По мере таяния смеси почти ежедневно в охлаждающие приборы добавляют лёд и соль. Для этого в пути следования через каждые 300—400 километров расположены пункты льдоснабжения с бунтами естественного льда или льдозаводами (в южных районах).
На железнодорожном хладотранспорте успешно применяются также вагоны-ледники системы Клеймёнова с самоциркуляцией рассола (рис. 19). Внутри этих вагонов температура доходит до —12° С. Это обеспечивает при перевозке сохранность свежезамороженных фруктов и других ценных пищевых продуктов.
В последнее время на железнодорожном транспорте успешно эксплуатируют также изотермические вагоны и даже целые «холодные» поезда с машинным охлаждением.
Для доставки продуктов в мелкие холодильники торговых предприятий из 'распределительных холодильников или продовольственных баз служат специальные автомобили-рефрижераторы. В них применяется ледосоляное охлаждение, а также охлаждение эвтектиками и сухим льдом.
Сейчас конструкторы работают над применением в автомобилях-рефрижераторах фреоновых агрегатов-авто- матов.
В ближайшие годы перевозки продуктов в автомобилях-рефрижераторах значительно увеличатся в связи с расширением сети автодорог и созданием автомобилей - рефрижераторов нового типа.
Рис. 19. Вагон-ледник системы Клеймёнова с самоциркуля- цией рассола: 1 — генератор холода, 2— концентратор рассола, 3 — охлаждающая батарея. |
Пищевые грузы доставляют также и водными путями на судах-рефрижераторах. Кроме того, на специально оборудованных морских судах замораживают и сохраняют рыбу, выловленную вдали от берегов.
Большое значение имеет речной хладотранспорт, так как протяжённость наших судоходных речных путей очень велика.
Что представляют собой суда-рефрижераторы? Это — пловучие холодильники с объёмом трюмов до 7000 куби- неских метров. Они хорошо изолированы от влияния внешних температур. Обычно для изоляции применяют пробковые плиты общей толщиной до 250 мм.
Для быстрой доставки ценных пищевых грузов используют самолёты. На них перевозят также цветы, пчёл и мальков рыб для разведения их в новых районах.