ЧТО ТАКОЕ ИНЖЕНЕР?
Негримовский М. И.
Перед тем как раскрыть эту книгу, все прочитали ее название: «Инженер начинается в школе». И возможно, ни одно слово в этом названии не показалось вам неясным, неточным. Но в действительности такое слово в названии есть, и слово это — инженер.
В самом деле, попробуйте спросить у родителей, у друзей, у знакомых: «Что такое инженер?» И вы получите с десяток совершенно различных ответов. Вот, к примеру, один из них: «Инженер — это человек, окончивший высшее техническое учебное заведение». На первый взгляд такое определение может показаться почти исчерпывающим: подавляющее большинство современных инженеров действительно выпускники институтов и высших технических училищ. И все-таки считать инженером только того, кто получил инженерный диплом, нельзя. Ведь само понятие и само слово «инженер» появилось задолго до того, как появились на свете высшие технические учебные заведения. Многие выдающиеся инженеры даже прошлого века никогда не дер - жали в руках институтского диплома, и поначалу в промышленности работало так мало выпускников высших учебных заведений, что они, стремясь подчеркнуть свои достоинства, нередко именовали себя не просто инженерами, но дипломированными инженерами. Выходит, наличие институтского диплома, ставшее в наши дни практически обязательным для инженера, в прошлом столетии было только желательным...
Тогда попробуем подойти к делу с другой стороны. «Энджин» по-английски «машина»,«механизм»,следовательно, «энджинир» — инженер — это «машинист», «механик». Но кто решится доказывать, что машинист, ведущий локомотив, или механик, ремонтирующий испортившийся мотор,— инженеры? Нет, и машинист, и механик — это очень важные и почетные рабочие, но не инженерные профессии. А почему же тогда мы называем инженерами таких механиков, как Иван Кулибин и Джеймс Уатт, которые и по должности-то своей были механиками — один в Петербургской Академии наук, а другой в Глазговском университете в Шотландии? Мы делаем это потому, что, будучи механика
ми, эти люди сделали нечто такое, что отличало их от множества других собратьев по профессии. Кулибин изобрел прожектор, «водоходное судно», протез для инвалидов и множество других механизмов, а Джеймс Уатт — паровую машину.
Но можно ли утверждать, что только изобретатели могут быть инженерами? Конечно, нет. Больше того, далеко не все инженеры изобретатели, и не так уж редки изобретатели, которые никогда не были и никогда не стали инженерами. В качестве примера можно привести Жиллета, который хотя и изобрел безопасную бритву, но не стал от этого инженером. И наоборот, швед Никерсон, который не изобрел бритвы, но разработал машины для ее производства, наладил их выпуск и принес таким образом успех Жиллету, был самым настоящим инженером.
Значит, чтобы быть инженером, не всегда обязательно иметь диплом высшего технического учебного заведения, не всегда обязательно быть изобретателем и не всегда обязательно быть связанным с машинами и механизмами. Инженером может быть только тот, кто способен решать возникающие технические проблемы. Не беда, что сложность понятия «инженер» мы заменили сложностью понятия «техническая проблема». Такая замена лишь подчеркивает новую мысль: техника и инженер связаны неразрывно. Их нельзя рассматривать как нечто застывшее, раз навсегда определенное. Смысл, вкладываемый в понятие «техническая проблема», непрерывно меняется и усложняется по мере распространения и внедрения техники в нашу жизнь. Соответственно меняется содержание слова «инженер», и непрерывное расширение и усложнение этого слова как бы отражает такое же расширение и усложнение самой техники.
Можно утверждать, что любое изменение в человеческой жизни, любая новая задача, возникающая перед человечеством, способны порождать технические проблемы. Так, стремление выйти в космическое пространство породило массу технических проблем: создание жаропрочных сплавов, высококалорийных топлив, мощнейших и легчайших ракетных двигателей. Но было бы неверно думать, что тех
нические проблемы возникают только в новых отраслях техники. Вовсе нет. Такая, скажем, незатейливая операция, как прокалывание на ботинках дырочек для шнурков, превращается в головоломную проблему, когда речь идет о миллионах пар. То, что раньше сапожник делал не задумываясь, теперь требует специальных приспособлений, автоматических станков, вспомогательных устройств. Нередко технические проблемы порождаются отсутствием дефицитных материалов, высококвалифицированных рабочих, специальных станков и инструментов. И в каждом из этих случаев неизбежно вмешательство инженера...
Если попытаться одним словом обозначить главное направление в развитии современной техники, то этим словом должно быть слово «специализация». Давно кануло в вечность время средневековых мастеров, совмещавших в одном лице и изобретателя, и конструктора, и технолога, и художника. Ныне все эти функции разделились, расщепились. В отдельную группу выделились инженеры-конструк - торы — специалисты, создающие чертежи новых машин и устройств. Часть исходных данных, необходимых им для работы, они получают от заказчика. Часть назначают сами «из конструктивных соображений». Наконец, часть таких данных им выдают инженеры-расчетчики, которые вычисляют нужные величины, опираясь на формулы, добытые наукой. Если расчетчикам не хватает каких-то коэффициентов и цифр, они выдают задание инженерам-исследовате - лям, которые с помощью моделей на экспериментальных установках получают необходимые данные. Потом конструкцию проверяют инженеры-прочнисты, и она поступает в распоряжение инженеров-технологов—специалистов, знающих, как легче и быстрее изготовить ту или иную деталь, собрать узел, смонтировать машину. Тем временем инженеры-экономисты подсчитывают стоимость будущей машины и оборудования, необходимого для ее производства. Инженеры по организации производства готовят графики и производственные площади. Инженеры-испытатели готовятся испытать опытный образец, чтобы результаты этих испытаний можно было учесть в конструкции серийного образца.
Все эти специалисты, занимающиеся столь непохожими работами,— инженеры, ибо каждый из них в своей области решает технические проблемы, необходимые для того, чтобы новая машина, новый материал, новое сооружение как можно быстрее увидели свет. Там, где все технические трудности решены, где установилась твердая практика, там инженеру делать нечего. Но как только встречается случай, выходящий за рамки освоенного, как только появляется проблема, которая не под силу существующим способам, так сразу же настает черед инженера, и прежде всего главного конструктора...
Название «главный конструктор» страдает тем недостатком, что оно создает впечатление, будто главный конструктор это просто очень хороший, лучший, опытнейший конструктор. В действительности главный конструктор — это новое качество. Это — дирижер оркестра, а не достигший высшего совершенства барабанщик. В конструкторском бюро есть люди, умеющие делать каждую работу быстрее и лучше, чем сам главный конструктор, но он тот, кто все объединяет, всем руководит, за все несет ответственность. Чтобы достичь успеха, главный конструктор должен быть уверенным в себе, должен брать на себя полную ответственность за проект стоимостью в миллионы рублей. Конечно, его должен поддерживать, ему должен помогать большой коллектив, но после коллективных обсуждений все важные решения главный конструктор должен принять один. Он должен иметь в себе силу и мужество отказаться от работ, которые нельзя выполнить хорошо, как бы сильно ни побуждали его к этому заказчики. Он должен заражать людей своим энтузиазмом и своей требовательностью. И это, быть может, самое ценное наследство, сохраняющееся долгие годы после его смерти.
Как правило, главному конструктору не приходится самому выдумывать задание. Обычно он получает его от заказчика, руководствующегося при составлении задания рядом далеких от техники соображений — политических, экономических, военных и т. д. Тем не менее это задание облечено в конкретную, сжатую форму технических требований (ТТ) — этих «обарифмеченных желаний». Величайшая опытность, проницательность, смелость и здравый смысл требуются от главного конструктора во время выработки ТТ.
«Первая обязанность главного конструктора,— пишет известный советский инженер лауреат Ленинской и Государственных премий Н. Синев,— правильно поставить практическую задачу. Сколько блестящих технических идей погибло от того, что их авторы не сумели правильно оценить масштаб трудностей, встающих на пути к реализации замысла! Искусство превращать новую идею в практическую задачу — это умение отделить выполнимое от того, что может лишь затормозить дело... Искусство превращать идею в практическую задачу — редкий дар, ибо надо иметь большой опыт и много знать, чтобы увидеть трудности».
Такого же мнения придерживается и известный английский авиаконструктор де Хэвиленд: «Есть лишь один путь к удачной конструкции. Заказчик составляет предельно краткую спецификацию желаемой машины с минимальным числом жестко заданных параметров. Затем проводится несколько бесед с конструкторами, которым заказчик доверяет, и когда устанавливается взаимопонимание, конструктору предоставляется полная свобода. Лучше всего такие беседы проводить втроем, вчетвером и никогда не собирать больших совещаний, где некоторые говорят слишком много потому, что любят говорить, а некоторые — слишком мало потому, что теряются на людях».
После того как технические требования и технические условия утверждены, задание поступает в распоряжение конструкторов — этих чародеев техники. Говорят, Байрон не мог объяснить некоторых своих стихов, а знаменитый инженер Эриксон — создатель броненосца «Монитор» — до конца жизни не смог понять законов, по которым работал построенный им двигатель внешнего сгорания. Поэт, не понимающий своих стихов, конструктор, не понимающий работы своей машины,— это парадоксальное сопоставление показывает, как в существе своем неправилен обычай смешивать инженеров и ученых. Ведь цель науки — знание, а цель техники — польза. «Ученый, когда понял действительность, останавливается, он свою миссию выполнил,— писал теоретик изобретательства П. Энгельмейер.— А техник тут только начинает. Знать нужно ученому для того, чтобы знать, а технику надо знать для того, чтобы делать». Вот почему инженерное дело, особенно его конструкторская ветвь, сродни искусству, и труд конструктора ближе к труду художника, нежели к труду ученого.
Получив задание, конструктор должен соразмерить цели и находящиеся в его распоряжении средства. Он должен помнить, что главная его цель состоит не в том, чтобы непременно изобрести что-нибудь новое, а в том, чтобы решить поставленную перед ним практическую задачу. Если она хорошо решается уже известными методами, если хорошо проверенные опытом узлы и детали позволяют удовлетворить всем требованиям, то изобретательство ради изобретательства, новое ради нового может принести лишь вред. В конструкторской работе вовсе не нужно придумывать все заново. В ней надо изобретать только то, без чего нельзя решить задачу. Конструируя новый механизм, незачем делать по-своему все болты и гайки. Надо взять максимум уже освоенного производством и необходимый минимум вновь изобретенного. Но если новое качество будущей машины оказывается недостижимым с помощью обычных болтов и гаек, то эти, казалось бы, простые детали сами могут стать объектом изобретательского творчества.
К сожалению, о творчестве изобретателей писалось и пишется гораздо больше, чем о творчестве конструкторов. Больше того, существует стремление рассматривать конструктивные особенности машины как нечто легко достижимое, как результат несложной, почти рутинной работы, требующей лишь исполнителей средней руки. При этом упускается из виду, что новинка, вышедшая непосредственно из рук изобретателя, не имеет почти никакой ценности для потребителя: она неуклюжа, неудобна, ненадежна, несовершенна. И лишь конструктор способен создать из идеи продукцию, способен вдохнуть в нее жизнь, сделать предметом, которым удобно и приятно пользоваться, который быстро становится действительно необходимым. И создание такой конструкции далеко не простая, не рутинная работа.
Опыт... Мы часто произносим это слово, но редко задумываемся над тем, что оно в действительности означает. Опыт — это когда ломается деталь, рассчитанная по всем правилам сопромата. Опыт — это когда в аварийной ситуации рука пилота никак не может найти нужной рукоятки. Опыт — это когда самолет в небе начинает вести себя совсем не так, как модель в аэродинамической трубе. Короче говоря, опыт это то, что нельзя оценить цифрой, что не ложится в методики, что не поддается формализации. Опыт — вот главное богатство конструктора. У него есть помощники — отделы прочности, вычислительные машины, испытательные стенды. Но как бы важны и необходимы они ни были, они не могут создать хорошую конструкцию. И в наши дни творческая мысль конструктора так же необходима, как и прежде, как и всегда.
Конструктор должен обладать даром мысленно воссоздавать сложную картину работы машины, видеть ее форму, размер, соотношение между частями. Он должен видеть облик будущей машины, который потом будет перенесен на бумагу и претерпит массу изменений прежде, чем будет выполнен в металле. Каждая деталь должна быть не только достаточно прочной, но и простой в изготовлении, в ремонте, в обслуживании. Все эти вещи далеки от теоретических соображений, они скорее объект опыта и здравого смысла. И в конструкции машины личность ее создателя отражается, быть может, не менее ярко, чем личность художника в картине.
К этой мысли приходит и известный советский конструктор трижды лауреат Государственной премии А. Рихтер: «Выполняя одно и то же задание, разные проектировщики представят неодинаковые решения, в которых непременно найдут отражение чисто человеческие свойства и наклонности: широта или узость взглядов, приверженность к новизне или традициям, радикальным решениям или разумным компромиссам, тяготение к сложности или простоте, невнимательность к «мелочам» или стремление к постижению тонкостей».
Как ни странно, несмотря на такую близость творчества художника и конструктора, некоторые инженеры даже сейчас считают особым достоинством неказистый и грубый вид своих конструкций. По их мнению, отсутствие красоты и изящества с лихвой окупается техническими качествами их машин. «Человек,— говорят они,— любит машины не за их красивый вид, а за работу, которую они выполняют».
Казалось бы, такое рассуждение не лишено смысла: какое нам дело до внешнего вида авиационного двигателя, упрятанного в крыло самолета, или судового винта, скрытого от наших глаз толщей воды. Стоит ли тратить время и средства на то, чтобы придать им красивый вид? Да пусть они выглядят как угодно, лишь бы были надежными и экономичными.
Однако эти инженеры не должны забывать, что в конечных своих звеньях мир машин неизбежно соприкасается с человеком. И вот в этих-то точках контакта красота и удобство машины играют далеко не второстепенную роль. Конечно, есть немало машин, при проектировании которых можно не заботиться об их внешнем виде. Нам действительно все равно, красив или нет двигатель самолета, но неудачное оформление пульта управления этим двигателем, за которым сидит пилот, может быстро вызвать утомление и даже привести к аварии. Некрасивый, неудобный станок, неудачно окрашенный цех, примитивный, грубый инструмент раздражает рабочего, делает работу неприятной, снижает производительность труда.
Вот почему сейчас в Советском Союзе и в других странах так много внимания уделяют технической эстетике — науке о красоте машин, о взаимодействии мира техники с человеком. Некоторые учебные заведения уже приступили к подготовке художников-конструкторов — специалистов, которые призваны придать машинам красивый и изящный вид. Форма, ритм, цвет — вот основные средства, которыми располагает художник-конструктор...
До появления первых паровых машин архитектура и строительство были едва ли не самой главной областью приложения конструкторских талантов. Не удивительно, что архитектурные идеи задавали тогда тон и во всех других сферах конструирования. Создатели первых машин и станков, привыкшие к неподвижности и монументальности архитектурных сооружений, непроизвольно применяли эти принципы и при оформлении внешнего вида своих творений, вычурных и витиеватых, как дворцы того времени.
Они не замечали, сколь нелепо выглядели классические ордера, пилястры, римские и греческие орнаменты в сочетании с неустанно движущейся, неутомимой паровой машиной. Они рассматривали свои технические творения как некий каркас, на который необходимо было навесить украшения.
Лишь немногим более ста лет назад четко сформулировалась идея: наиболее красивой конструкцией должна считаться та, которая выполняет свое назначение при наивыгоднейшем распределении усилий и напряжений в деталях.
Этот принцип применим для оценки любого технического изделия.
У красивого здания, предмета обстановки, машины формы и размеры отдельных частей не должны противоречить основному назначению. Для этого необходимо соблюсти ритм, равновесие и гармонию форм, пропорций и цвета отдельных частей и всей конструкции в целом.
Во многих устройствах, в которых механизм скрыт в оболочке, проектировщик может создать красивую конструкцию правильным выбором формы оболочки. Известно, например, что некоторые соотношения высоты и ширины прямоугольника приятны большинству людей, а некоторые кет. Вряд ли кого-нибудь устроил холодильник, имеющий форму старинных стенных часов или парадной двери. Как показал опыт, для холодильников наилучшим оказался знаменитый золотой «прямоугольник», у которого длина малой стороны равна корню квадратному из длины большей стороны.
Однако форма и размеры оболочки должны давать правильное представление о скрытом внутри ее механизме. Техническая конструкция должна быть правдивой.
Все детали конструкции должны рассказывать одну историю и выделять основную тему. Нельзя, чтобы три части говорили «иди», а одна — «стой», как нельзя себе представить обтекаемый панцирь черепахи.
Об этом нередко забывали увлекающиеся художники- прикладники. В 20-х годах, во времена бурного развития авиации появилось модное словечко «обтекаемость». Обтекаемые формы самолетов, кораблей, автомобилей, поездов позволяют сильно снизить сопротивление и достичь больших скоростей. Поэтому в транспорте они оказались чрезвычайно важными и полезными.
Но очень скоро обтекаемость стали связывать не только с высокими скоростями, но и вообще с движением. Любой движущейся детали стали придавать обтекаемый вид, независимо от того, с какой скоростью она двигалась. Художники как будто не замечали, что в природе обтекаемую форму имеют лишь самые быстроходные птицы и рыбы.
В скором времени художники-прикладники заметили, что обтекаемые формы не имеют острых углов и резких переходов. Они стали называть обтекаемой любую закругленную, сглаженную конструкцию. Появились «обтекаемые» здания, мебель, радиоприемники, пишущие машинки, то есть вещи, которые по смыслу своему должны быть устойчивыми и неподвижными.
Ошибка украшателей паровой машины «вывернулась наизнанку»: теперь неподвижным вещам придавали форму движущихся тел.
Исследование показало, что устойчивость и монументальность любого сооружения зависит не только от того, обтекаема или нет его форма. Все, что устраняет уравновешенность, порождает ощущение движения. Бегущий человек — крайне несбалансированная фигура. Кроме того, мы связываем движение с течением времени. Любая ритмичность указывает на течение времени и, следовательно, на движение. Повторяющиеся вертикальные линии производят впечатление чего-то более или менее устойчивого, а наклонные — чего-то движущегося, изменяющегося.
Ритмическое повторение линий, наклоненных вперед, связывается в нашем представлении с ускоренным движением, назад — с замедленным. Чтобы создать впечатление очень быстрого движения, на оболочке машины можно разместить зигзагообразную линию, напоминающую молнию.
Таким образом, в распоряжении конструктора есть богатый арсенал ритмов, линий, поверхностей, форм, масштабов, цветов. Но, пользуясь ими, всегда надо помнить, что истинно талантливый художник тот, кто может выразить все несколькими линиями и простейшими формами.
В течение десятилетий конструкторы, проектирующие новые машины, совершенно не задумывались о том, в какой цвет будут окрашены их конструкции. А ведь цвет — очень важный фактор для людей, которые должны обслуживать новые машины. Известны, например, случаи, когда у здоровых тренированных летчиков начинала кружиться голова и возникала тошнота, если они находились в кабине самолета, окрашенной в желтый цвет. А вот другой пример: если предложить поднять два совершенно одинаковых по размеру и весу ящика, один из которых окрашен в белый, а другой в черный цвет, то большинство скажет, что черный ящик тяжелее.
Ясно, какую важную роль играет цвет в технике и производстве. Скажем, при красном освещении люди определяют величину и вес предметов менее точно, чем при голубовато-зеленом. Не удивительно, что правильная окраска цехов и оборудования приводит к резкому повышению производительности труда.
Металлорежущие станки рекомендуют окрашивать в светло-зеленый цвет. Для того чтобы движущиеся детали выделялись среди неподвижных, их красят броской светло - желтой краской. Открытые внутренние полости окрашивают ярко-красной краской.
Сельскохозяйственные машины окрашиваются главным образом в красный и зеленоватый цвет. Объясняется это тем, что синяя краска быстро выцветает на солнце, а на поверхностях, покрытых желтой и белой краской, очень заметны темные царапины и вмятины.
А вот пример из судостроительной практики: замечено, что палубы танкеров,- покрашенные темной краской, быстрее ржавеют с обратной стороны, чем палубы, покрытые светлыми красками. Оказывается, темная палуба сильнее нагревается солнцем и нефтепродукты испаряются быстрее. Ночью палуба охлаждается, и на ее внутренней поверхности конденсируются пары нефтепродуктов, вызывающие быстрое ржавление. Специалисты предложили окрашивать палубы в светло-зеленый цвет: он хотя и хуже белого с точки зрения коррозии, но более приятен для экипажа. Но самое удивительное то, что искусным подбором цветов можно неказистым судам придать вид стройных красавцев.
Художнику-прикладнику, имеющему лишь смутное представление о назначении и внутреннем устройстве машины, создаваемой инженером, не всегда наделенным художественным вкусом, становится все труднее создавать настоящие «произведения технического искусства». Промышленность все более испытывает потребность в художниках, которые могли бы говорить с инженером на языке техники. Вот почему и родилась новая профессия— ху- дожник-конструктор.
Есть шуточное определение геометрии как искусства правильно рассуждать на неправильных чертежах. Если пбпытаться подобным же образом сформулировать суть технического творчества, то его можно определить как искусство принимать правильные решения на основе недостаточных предпосылок. Вот почему метод вариантных прикидок, метод проб и ошибок всегда будет характерен для творческого инженера. У каждого такого конструктора свой почерк, свои приемы преодоления технических трудностей. Но в творчестве любого из них в той или иной форме заложены одни и те же принципы, без которых, по-видимому, нельзя обойтись в конструкторской и изобретательской работе.
1. Прежде чем приступить к работе над новой машиной, необходимо так изучить работу предшественников, чтобы свободно ориентироваться в данной области. Но не следует переусердствовать в этом: слишком тщательное знакомство с неудачами других отпугивает и нередко оказывается вреднее, чем слишком поверхностное.
2. Главное на предварительной стадии — проникнуть в сердце проблемы и понять причины, по которым существующие методы ее решения недостаточны.
3. Следующий шаг — дать полную волю фантазии, не отбрасывая, а внимательно анализируя самые необычные, самые, казалось бы, сумасшедшие идеи.
4. Надо непрерывно думать над проблемой, час за часом, день за днем. Решение может прийти неожиданно.
5. Надо все время держать в голове всю проблему, пересматривая и перекраивая ее по мере продвижения разработок.
6. Необходимо рассмотреть и разобрать все мыслимые варианты и комбинации, ибо первая конструкция редко оказывается наилучшей.
Вдумайтесь внимательно в эти принципы, и вы убедитесь, что на предварительной, проектной стадии творчество конструктора по сути дела не отличается от творчества художника. Но когда создан опытный образец, сходство кончается. В технике, в отличие от искусства, нельзя сослаться на несовпадение вкусов, на непонимание тех, кто оценивает работу. Здесь существует надежный метод оценки работы конструктора — удачность или неудачность вновь созданной машины. Никого не интересуют причины, по которым ты не смог сделать работу хорошо, никого не интересуют запоздалые оправдания и извинения. Машина либо удачна, либо нет. И этот вопрос выясняется в тот момент, когда образец ставится на испытание.
Периода, сходного с периодом испытаний опытного образца, не знает ни один вид творчества, кроме технического. Именно здесь проверяется опытом квалификация инженера, его умение быстро увидеть и ухватить решающее звено проблемы, кажущейся неимоверно сложной. Именно здесь выплывают все промахи, огрехи, инженерные наивности и неоправданная самоуверенность конструктора, небрежность и низкая культура производства. Неудачный опытный образец в таких случаях служит бессловесным, хотя и не всегда немым укором людям, его создавшим.
Во время испытаний опытного образца нередко пасуют самые способные и изобретательные инженеры, ибо никакая изобретательность, никакая математическая подготовка не может на этом этапе заменить опытности и беспощадного острого анализа, позволяющего мысленно проникнуть в самое сердце работающего механизма, представить себе сложную, причудливую картину сил, действующих на каждую деталь.
Существует простое правило, позволяющее поставить первый общий диагноз. Если деталь вышла из строя в первый раз, ее поломку можно объяснить любой причиной. Если она выходит из строя второй раз, то это уже дурное предзнаменование. При третьей поломке все сомнения можно отбросить: конструкция спроектирована плохо. Теперь, если даже будут найдены истинные причины неполадок, возможности их устранения ограничены тем, что машина уже изготовлена. И здесь зачастую приходится принимать решения компромиссные, вынужденные, порой даже нелепые, которых никогда не применили бы, если бы можно было спроектировать все сначала. Из-за этой неясности причин неполадок, стесненности в возможностях их устранения период сдачи требует порой величайшего инженерного мастерства, опытности и квалификации. Некоторые специалисты считают даже возможным говорить об особом инженерном таланте — таланте сдатчика.
Говорят, образование — есть нечто, остающееся у человека после того, как все изучаемое забыто. Это «нечто» — общее развитие, общий метод подхода к любой проблеме, умение разобраться в любом вопросе, умение учиться, наконец. Инженер прежде всего должен думать и понимать. Это необходимо для того, чтобы техника раскрылась перед ним как' сокровищница человеческого творчества, чтобы к нему пришло понимание, опыт и постоянный интерес. А интерес — это немало. Ведь ни в одном деле нет ровно ничего интересного, если не любишь это дело...
Положение юного техника в корне отличается от положения взрослого инженера. Юный техник сам себе заказчик, конструктор, технолог, сдатчик, организатор работ и инженер по технике безопасности. Но он должен помнить, что такая широта обязанностей не дает ему права на снижение требовательности к себе, что его работа ведется по тем же законам и принципам, по каким работают взрослые инженеры. Так, он должен работать по строгим техническим требованиям. Если он изготовляет копию какой-нибудь машины, то она должна точно воспроизводить оригинал — его форму, количество и расположение деталей. Динамическая модель должна повторять основные движения (динамику) оригинала. Если модель полностью придумана самим юным техником, то ее технические показатели должны соответствовать назначению: скоростная модель — обладать высокой скоростью, радиоуправляемая — послушно выполнять каждую передаваемую по радио команду, модель с программным управлением — работать точно по заданной программе.
Новая модель — как и новая машина вообще — никогда сразу не дает тех результатов и не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Именно после изготовления модели начинается «настоящая мужская работа» по наладке отдельных узлов и их взаимному согласованию. Эта работа называется доводкой конструкции, требующей большого терпения, времени и сил, но зато позволяющей в итоге создать то, что было задумано вначале. Именно на доводке и проверяется будущий инженер — его знания, воля, терпение и сила духа.
Наблюдая за работой модели, машины или ее узлов, надо поменьше восторгаться, а производить любое возможное улучшение, даже если оно дает самый незначительный эффект. Улучшая понемногу конструкцию, нужно добиваться рекордных или еще более высоких результатов. Для этого следует брать за основу для своей работы результаты рекордной модели или машины и, повысив их, считать новые значения техническими условиями для своей модели и стараться их превзойти.
На настоящем «взрослом» производстве, выпускающем всевозможные детали и устройства в огромных количествах, все оборудование специализировано, приспособлено к выпуску данной, конкретной, однотипной продукции.
У юных техников никакого специального оборудования не бывает, есть лишь те станки, которые установлены в школьной мастерской. Но и на этом оборудовании можно с большим успехом выполнять самые разнообразные работы.
Тут важен в первую очередь инженерный, творческий подход. Всемерная механизация, сокращение времени обработки за счет выбора технологичного, рационального способа изготовления деталей, применения специального инструмента, повышения скоростей резания и величины подачи, снижения расхода материалов, электроэнергии, вспомогательного времени — над всем этим стоит поработать юному технику.
Любая работа представляет собой подчинение материала работающему. Материал всегда сопротивляется, и тем сильнее, чем сложнее работа.
Инженер работает с серьезным материалом. Станки, металл, резцы, электричество, огонь. В технике всегда существует опасность, что рабочий материал выйдет из повиновения. Стоит лишь слегка расслабиться, стать небрежным, неаккуратным, невнимательным, и в результате авария или несчастный случай.
Инженер на производстве — командир, поэтому одна из его важнейших обязанностей (притом обязанностей государственных) — полное обеспечение безопасности труда на вверенном ему участке. За безопасность подчиненных командир отвечает не только перед пострадавшим и своей совестью, но и перед Законом.
Каждый, кто занят на производстве, пусть даже самой малой и незаметной работой, тоже несет ответственность. С техникой шутки плохи. Человек, допускающий небрежность, невнимательность при работе с металлом на станке, враг не только себе, он враг технике и обществу. Не может служить оправданием и незнание техники, незнание правил безопасности труда. Незнание можно восполнить, а травму и несчастный случай возместить нечем.
Юный техник, если он работает самостоятельно,— сам себе командир. И тем выше его ответственность. Не следует думать, что настоящая опасность при встрече с техникой подстерегает нас только на настоящем заводе или стройке. Техника не делится на малую и большую, техника у взрослых та же, что и у юных, и опасности те же.
17 |
Поэтому, даже делая игрушки, можно пострадать всерьез, поэтому правила техники безопасности одни и те же для всех. Юный техник обязан их знать, выполнять и требовать их выполнения от других. Может быть, эти правила и скучны. Может быть. Но, как писала одна американская
Фирма в инструкции своим рабочим: «Скучнее всего больница. Лучше десять раз поскучать над правилами техники безопасности, чем один раз под рукой врача».
Итак, подведем итоги. Неохватная многогранность современной техники и производства требуют объединенных усилий работников самых различных специальностей, склада ума и даже характера. Ни один творческий коллектив не добьется успеха без инженеров, мыслящих в широком плане и озаряемых смелыми техническими идеями. Без критически мыслящих специалистов, не принимающих ничего на веру и подвергающих каждое новое предположение очистительному огню анализа. Без скрупулезных, кропотливых исследователей, способных затратить годы на отработку одного узла, агрегата, ответственной детали. Каждый из-этих типов работников играет важную роль и не может быть возведен в пример для подражания. И детское техническое творчество — это замечательная школа для каждого будущего конструктора, технолога, исследователя.
Пройдя последовательно все фазы инженерной работы от формулирования технических требований до разработки мер по технике безопасности, юный техник получает уникальную возможность прочувствовать красоту и притягательность технического творчества, оценить свои силы и, способности, выявить свое истинное призвание и убедиться в справедливости слов, написанных много лет назад В. Маяковским:
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!