Инженер начинается в школе

Язык и МЫСЛЬ

Земной шар ныне населяют сотни народов, проживающих почти в 200 государствах. Исторически сложилось так, что у каждой народности — свой язык, и далеко не все люди, проживающие даже в одной стране или местности, вполне понимают друг друга, ибо говорят они на разных языках и наречиях (местных диалектах). Давно уже предпринима­ются попытки создать единый международный язык; пред­лагаются различные системы такого языка, среди которых наибольшей известностью пользуется система эсперанто. Несмотря на большие усилия, прилагаемые энтузиастами эсперанто, язык этот не получил еще широкого распрост­ранения.

И все же международный язык существует. Это язык науки и техники, язык чертежей и формул. Им владеет почти каждый технически грамотный человек. В совер­шенстве владеет техническим эсперанто и каждый инженер. Чертеж — единый для всех народов мира и понятный в любой точке земного шара — выражает идеи и мысли конструктора. По чертежам, разработанным в одной стране, могут быть изготовлены изделия в любой другой.

Юному технику тоже следует хорошо знать язык черте­жа. Без этого ему не удастся ни перенять опыт и знания других, ни передать им свои технические идеи. Вот поче­му на выставке технического творчества неукоснительно требуют соблюдения правила: вместе с моделью сдавать на нее и техническую документацию, то есть чертежи.

Самое трудное в черчении — не заучивание правил и даже не их применение. Труднее всего научиться простран­ственному объемному мышлению, то есть умению представ­лять мысленным взором чертежи в виде готового, закон­ченного изделия.

Задания, приводимые в этой главе, как раз и преследуют цель помочь в развитии пространственного мышления у чи­тателей. В чертежах очень часто применяют резьбовые соединения. Размеры массовых крепежных деталей стандар­тизованы. Их нужно хорошо знать и уметь изображать на бумаге. Закреплению их в памяти вам помогут следую­щие задания:

Задание №1. Вычертить в сборе (то есть в собран­ном виде) болт, шайбу и гайку.

Технические условия: 1. Резьба М20, основная.

2. Длина тела болта 80 мм, резьбы — 60 мм.

3. Масштаб — М 1 : 1.

4. Проставить на чертеже все размеры.

В школе часто конструируют для нужд мастерской стан­ки по заточке инструмента, например шлифовальный ста­нок. Крепление шлифовального круга на шпинделе такого станка дело чрезвычайно ответственное. Надежное закреп­ление круга достигается с помощью двух фасонных шайб, имеющих выточку глубиной 2—3 мм со стороны, обращенной к кругу. Кольцевая выточка начинается от самого отвер­стия, но не доходит до наружного края шайбы, поэтому на шайбе получается кольцевой выступ, которым и прижи­мается круг. Между шайбой и шлифовальным кругом сле­дует помещать прокладку (кожаную или картонную).

Задание №2. Сделать рабочий чертеж прокладки для крепления шлифовального круга.

Технические условия: 1. Наружный диаметр прокладки равен наружному диаметру фасонной шайбы с допуском 4=1,0 мм.

2. Внутренний диаметр прокладки на 0,1—0,2 мм боль­ше посадочного диаметра шпинделя станка.

Задание №3. Сделать рабочий чертеж втулки-вкла­дыша для шлифовального круга.

Технические условия: 1. Наружный диаметр втулки на 0,10,15 мм меньше внутреннего диаметра отверстия круга.

2. Внутренний диаметр втулки на 0,05—0,1 мм больше диаметра посадочного места шпинделя.

3. Высота втулки на 0,2—0,3 мм меньше толщины круга.

Задание №4. Сделать рабочий чертеж фасонной

Шайбы для крепления шлифовального круга на валу электродвигателя.

Технические условия: 1. Диаметр шпинделя 20 мм.

2. Размеры круга DHap. =200Мм; dB„yTp.=25 мм, H=20Мм.

3. Размеры шайбы: DHap# =D кРуга; ширина прижимаю­щего кольцевого выступа Н = кр^га; форма наружной стороны шайбы произвольная.

Рис. 2. Круглая плашка с держателем.

Для нарезания резьбы на стержнях небольшого диамет­ра обычно используют круглые плашки (рис. 2). Плашку за­крепляют винтами в плашкодержателе, представляющем собою кольцо (обойму) с цилиндрической выточкой и сквоз­ным отверстием, через которое проходит нарезаемый стер­жень. В кольцевой стенке обоймы просверлены — по на­правлению к ее оси — отверстия для винтов, которые и удерживают плашку в держателе от проворачивания во вре­мя нарезания резьбы. Перпендикулярно оси регулирующего винта просверлены отверстия с резьбой для двух ручек.

Задание №5. Сделать рабочий чертеж плашкодер - жателя для круглой плашки с резьбой 10 мм.

Технические условия: 1. Наружный диаметр плашки ра­вен 30 —0,1 мм, ее толщина 11 мм.

2. Размеры обоймы: наружный диаметр 45 мм, толщина 14 мм.

3. Ручки цилиндрические. Длина: общая —130 мм, Длина заточки под резьбу — 6 мм; диаметр резьбы 8 мм; Диаметр ручки 12 мм. Свободный конец ручки закруглить R=0,75 резьбы.

4. Размеры удерживающих винтов: D6 мм; /=10 мм, Головка — по ГОСТу.

В школах нередко приходится нарезать много болтов. Вручную это малопроизводительный труд, его следует ме­ханизировать с помощью приспособления, устанавливае­мого на токарном станке. Приспособление (рис. 3) состоит из корпуса, ползуна (с плашкодержателем) и подвижного упора. Корпус представляет собой цилиндрический стер­жень, оканчивающийся коническим хвостовиком (хвостовик подгоняется по конусному отверстию пиноли задней бабки

Язык и МЫСЛЬ

Токарного станка). В цилиндрической части корпуса вдоль оси просверливают и чисто растачивают отверстие. Приспо­собление вставляют хвостовиком в конусное отверстие пи - ноли задней бабки и закрепляют плашку в держателе пол­зуна. Для того чтобы нарезать болт, заднюю бабку продви­гают к обточенной заготовке и закрепляют. Затем, вращая рукоятку задней бабки, подают пиноль вперед, пока плаш­ка не врежется в заготовку, после чего включают станок на скорости 20—30 оборотов в минуту. Ползун движется впе­ред и нарезает резьбу. Затем дают обратный ход станку, ползун отходит назад и сходит с нарезанного болта. Ос­тается отвести пиноль бабки и отрезать болт.

Задание №6. Сделать рабочий чертеж приспособ­ления для нарезания болтов на токарном станке.

Технические условия: 1. Хвостовик с конусом Морзе 3 №=23,8 мм; D2= 18,6 мм; 1 = 93,5 мм).

2. Максимальная длина нарезаемого болта 100 мм.

3. Плашкодержатель для плашек М10 (D=30—0,1; L=11±0,1).

Эти упражнения кажутся скучными, но в результате вы­пускается документ, отступить от которого не может ни рабочий, ни директор, ни технолог, ни министр. Его мо­жет изменить только выпустивший его конструктор. Вы­пуск рабочего чертежа дело огромной ответственности, ибо дальше начинаются затраты материалов, энергии, труда.

Инженер начинается в школе

Формулировка предмета изобретения

Формула изобретения. 1. Дыхательный автомат аква­ланга, содержащий камеру с клапаном и кинематически сочлененной с ним системой ры­чагов мембраной, служащей для подачи в камеру свежего воздуха при вдохе, и компенсатор давления …

Пример заявки на изобретение

Наименование предприятия-заявителя или фами­лия, имя и отчество автора (авторов), если послед­ний являетсяJ заявителем. Название изобретений. Вводная часты область техники, к которой относится предполагаемое изобретение «ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АВТОМАТ АКВАЛАНГА. Изобретение от­носится к …

Звездные часы&quot

Если взглянуть на проблему становления человечества исторически, то можно утверждать: человек начался с изоб­ретательства. Изобретательство — самое древнейшее заня­тие человечества, потому что само человечество только через последовательную цепь изобретений и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.