ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества
Одной из центральных международных инициатив в сфере Информационного общества, проходящей под патронажем Организации объединенных наций и Международного союза электросвязи, стало проведение Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу22 (World Summit on Information Society, ВВУИО). Саммит был разделен на две фазы, первая из которых прошла в декабре 2003г. в Женеве, а вторая завершилась в ноябре 2005 г. в Тунисе. Обратимся подробнее к истории Всемирного саммита.
Проведение Всемирной встречи на высшем уровне по ИО было предложено 73 Резолюцией Международного союза электросвязи в 1998г. и представлено Совету исполнительных руководителей системы ООН (тогда Административному комитету ООН по координации). Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 56/183 одобрила инициативу МСЭ, и было решено, что Встреча на высшем уровне пройдет под патронажем Генерального секретаря ООН в два этапа:
10 - 12 декабря 2003г. в Женеве, Швейцария,
16 - 19 ноября 2005г. в Тунисе, Тунис.
Целью проведения Саммита была определена «выработка общего видения и понимания информационного общества, а также принятие декларации и плана действий для правительств, международных учреждений и всех секторов гражданского общества23».
Суммируем основные задачи, которые ставил перед собой Саммит:
• Превращение цифрового разрыва в цифровые возможности
• Оптимальное использование и изучение ИКТ во всех сферах
• Развитие культурного и языкового разнообразия
• Выработка общего видения и понимания информационного общества
• Принятие декларации и плана действий для правительств, международных учреждений и всех секторов гражданского общества
Всемирная встреча на высшем уровне по информационному обществу должна была предоставить уникальную возможность основным участникам, в том числе главам государств, исполнительным руководителям органов ООН, лидерам ИТ-индустрии, некоммерческим общественным организациям и представителям СМИ собраться вместе и обсудить возможные перспективы развития ИО и необходимые меры и условия для реализации конкретного плана действий для достижения целей информационного общества24.
В рамках подготовки к первому этапу Саммита был проведен ряд заседаний подготовительных комитетов (PrepCom), обсудивших ключевые вопросы организации Встречи на высшем уровне: PrepCom 1 - Женева 1-5 ноября 2002г., PrepCom 2 - Женева 17-28 февраля 2003г., PrepCom - Женева 15-26 сентября 2003г.
Также на подготовительном этапе прошли следующие региональные конференции: Африка - Бамако 28-30 мая 2002г., Европа - Бухарест 7-9 ноября 2002г., Азия - Тихоокеанский регион - Токио 13-15 января 2003 г., Латинская Америка и Карибский бассейн - Доминиканская республика 29-31 января 2003г.
Итогом первой фазы Всемирного саммита в Женеве стала выработка «Декларации принципов» развития ИО, провозгласившей идею
«информационного общества для всех25». Декларация была постепенно принята к реализации рядом стран. Другим итоговым документом Встречи в Женеве стал «План действий26».
Женевский Саммит обратил внимание общественности на особую важность развития информационно-коммуникационных технологий и выработки концепции их использования в современном обществе27.
Второй этап Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества прошел в Тунисе после длительного периода подготовки и напряженных переговоров заинтересованных сторон. Саммит включал в себя 8 восемь пленарных сессий, 2 круглых стола и 33 пресс - конференции, а также 308 параллельных мероприятий, организованных 264 организациями.
Как и в случае с организацией первого этапа Саммита, перед проведением Тунисской фазы прошли заседания Подготовительных комитетов: PrepCom 1 - Хаммамет 24-26 июня 2004г., PrepCom 2 - Женева 1718 февраля 2005г., PrepCom 3 - Женева 19-30 сентября 2005г.
Саммит собрал 19 401 участника, в том числе:
■ 46 глав государств и правительств, наследных принцев и вице
президентов; 197 министров или заместителей министров;
■ 5 857 участников, представляющих 174 правительства и
Европейское сообщество;
■ 1 508 участников, представляющих 92 международные организации;
■ 6 241 участников, представляющих 606 неправительственных организаций и организаций гражданского общества;
■ 4 816 участников, представляющих 226 организаций торговопромышленного сектора;
■ 1 222 аккредитованных журналистов из 642 медиа-организаций, 979 человек представляли телевидение, радио, печатные и сетевые СМИ по всему миру.
Второй этап ВВУИО был призван подвести итоги выполнения Плана действий, выработанного на первом этапе в Женеве, и определить приоритеты дальнейшего развития, требующие привлечения новых ресурсов и совместных усилий на международном уровне.
Основными целями встречи было решение проблемы информационного неравенства и содействие максимального использования потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для всестороннего социально-экономического развития.
На восьмом, итоговом, пленарном заседании саммита 18 ноября 12005 года мировыми лидерами были одобрены два главных документа: «Тунисское обязательство», в котором подчеркнута значимость ИКТ в преодолении «цифрового разрыва» в мире, необходимость эффективного сотрудничества в целях построения глобального информационного общества; и «Тунисская программа для информационного общества», содержащая положения по ключевым вопросам саммита и последующим шагам, которые необходимо предпринять для ее выполнения.
В процессе подготовки к Тунисскому саммиту доминировали три ключевых вопроса: 1) финансовые стратегии, 2) управление использованием Интернета, 3) механизмы реализации Плана действий, принятого на первом этапе Саммита в 2003 г. в Женеве.
Итоговые документы Второго этапа Встречи на высшем уровне подтверждают женевские соглашения о том, что информационнокоммуникационные технологии являются ключевым инструментом национальных стратегий развития, поэтому финансирование использования ИКТ является жизненно важным для достижения Целей развития тысячелетия, поставленных ООН. В них подчеркивается необходимость предоставления качественного и приемлемого в ценовом отношении доступа к коммуникациям для всех людей и дается одобрение созданию Фонда цифровой солидарности для преодоления существующего неравенства. В них также определены области, где можно усовершенствовать имеющиеся финансовые механизмы и где развивающиеся страны и их партнеры могут более активно использовать ИКТ для развития.
Принимая во внимание, что финансирование инфраструктуры ИКТ не может быть основано исключительно на государственных капиталовложениях, а также то, что частные инвестиции и рынок не могут сами по себе гарантировать полноправного участия развивающихся стран в глобальном рынке услуг ИКТ, была отмечена необходимость укрепления сотрудничества и солидарности всех заинтересованных сторон, а также проведения такой
национальной политики развития, которая поддерживала бы благоприятную и
конкурентную среду.
Однако в целом от Встречи на высшем уровне в Тунисе ожидали намного большего, а именно - выработки конкретных инициатив по сокращению цифрового разрыва в мире и формирования стратегии ускорения развития включающего глобального информационного общества (inclusive global information society).
Вопросу регулирования Интернета уделялось изначально в процессе подготовки к Саммита огромное внимание. Его рассмотрение должно было найти оптимальное решение, призванное ограничить доминирование США в киберпространстве и предоставить всем государствам равные права в регулировании информационного пространства Всемирной Сети. Однако, по оценкам экспертов, эта проблема, как и ряд других, вынесенных в повестку Встречи, остались нерешенными. Заявленный как «Саммит решений», Тунисский этап во многом не оправдал ожидание участников.