ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Деятельность международных организаций по вопросам развития информационного общества

На международном уровне тема информационных и коммуникационных технологий трактуется в первую очередь как проблема нового вида бедности - цифрового неравенства.

Существует ряд международных организаций, занимающихся вопросами информационного общества и использования ИКТ. Основные из них можно условно представить следующей схемой:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

- UN ICT Task Force (Рабочая группа ООН по ИКТ),

- ITU (МСЭ),

- OECD (ОЭСР)

ОБЩЕСТВЕННЫЕ X (НЕКОММЕРЧЕСКИЕ)

- Портал развития,

- Глобальное партнерство 12 во имя знания

Деятельность международных организаций по вопросам развития информационного общества

НАУЧНЫЕ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

- ЦЕРН,

- MAC,

- Технологический институт в Массачусетсе

Ниже расскажем кратко о приоритетных направлениях деятельности отдельных организаций и перейдем к описанию некоторых ключевых инициатив, реализованных в Европе в рамках развития глобального информационного общества.

Сразу после саммита в Окинаве была организована международная рабочая группа по цифровым возможностям (Digital Opportunity Task Force, или DOT Force). В DOT Force была реализована попытка построить работу на основе консенсуса представителей государственного, частного и некоммерческого секторов, и в этой попытке участвовала Россия.

Первоначально группа создавалась сроком на один год для выработки рекомендаций по вопросам обозначенным в Окинавской хартии к следующей встрече Большой Восьмерки в 2001 году в Генуе.

Цель группы состояла в проработке вопросов продвижения международного сотрудничества с целью формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, а так же улучшения технической совместимости, расширения доступа, снижения затрат, укрепления человеческого потенциала и поощрения участия в глобальных сетях электронной торговли.

По результатам работы экспертов в 2000-2001 году был составлен Доклад и план действий DOT-Force, который и был одобрен главами правительств стран G8 на совещании в Генуе в июле 2001 года.

В представленном докладе особо отмечалась невозможность решения проблемы мирового информационного неравенства только за счет усилий стран Большой восьмерки. По мнению экспертов группы DOT-Force необходимо привлечение усилий всего мирового сообщества. В связи с этим одним из главных пунктов доклада стало взаимодействие и координации работы группы с другими глобальными мировыми инициативами, в частности с группой ООН.

В отличие от DOT-Force, список участников которой ограничивался количеством стран Большой Восьмерки (по три представителя от страны), образованная в конце 2000 года Группа советников высшего уровня при Генеральном Секретаре ООН по вопросам информационный и коммуникационных технологий с самого начала была ориентированна на максимальное число стран-участниц. Перед Группой была поставлена задача способствовать интеграции информационно-коммуникационных технологий

во все отрасли экономики, включение ИКТ в планы развития стран, чем способствовать сокращению нищеты вдвое к 2015 году.

В 2001 г. был сделан следующий шаг на международном уровне: экономический и социальный совет ООН поручил генеральному секретарю ООН создать Целевую группу по информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ). Эта инициатива была призвана перевести на глобальный уровень всю совокупность действий по преодолению мирового цифрового разрыва, развить цифровые возможности и тем самым прочно поставить ИКТ на службу развития для всех.

Одним из ключевых результатов деятельности Целевой Группы явилось создание 5 региональных сетей (узлов) по всему миру, деятельность которых позволила целому ряду стран-участниц начать реализацию современных стратегий и программ развития, направленных на усиление конкурентоспособности экономики и рынка человеческих ресурсов в контексте формирующегося глобального информационного общества:

■ Африканская сеть партнеров (African Stakeholders Network, ASN) - 53 страны;

■ Региональная сеть UN ICT Task Force для стран Латинской Америки и Карибского Бассейна - 20 стран;

■ Региональная сеть UN ICT Task Force для стран Азии - 15 стран;

■ Региональная сеть UN ICT Task Force для арабских стран - 5 стран;

■ Региональная сеть Целевой Группы ООН по информационно­коммуникационным технологиям для Европы и Центральной Азии (UN ICT TF EuCAs) - 16 стран.

К основным направлениям Рабочей группы ООН по ИКТ8 можно отнести следующее:

• Политика и управление в сфере ИКТ;

• Национальные и региональные электронные стратегии;

• Развитие человеческих ресурсов;

• Обеспечение недорогого доступа и подключение к глобальной информационной сети;

• Развитие электронной экономики в развивающихся странах.

С окончанием 2005г. истек срок мандата Целевой группы ООН по ИКТ. На смену этой организации пришел Глобальный Альянс ООН по ИКТ и развитию, в задачи которого включаются следующие положения:

■ способствовать построению единого глобального пространства, благоприятного для ведения открытого диалога среди большого количества заинтересованных участников на уровне согласования политики использования ИКТ в целях решения центральных задач: повышение уровня жизни населения и построение многогранного, основанного на человеческом факторе развивающегося информационного общества;

■ упростить процесс построения и внутреннего связывания сетей использования центральных и периферийных ИКТ для развития и базовых элементов информационного общества на массовом (потребительском), национальном, региональном и глобальном уровне. Альянс не будет выполнять операционных функции;

■ стимулировать заключение инновационных перспективных партнерских соглашений заинтересованных сторон в рамках осуществления политики по ИКТ и развитию;

■ способствовать популяризации ИКТ и распространению верного понимания их роли в развитии информационного общества среди разработчиков концепции развития, а также среди ИКТ-сообществ; способствовать упрощению процесса обмена опытом по вопросу;

■ способствовать упрощению диалога и процессу принятия компромиссных решений по проведению ИКТ-политики и применению ИКТ в системе развития и построения информационного общества;

■ прийти к разработке единой адресной ИКТ-политики и единых решений в области использования ИКТ и структурировать общие принципы двух концепций: концепции развития и концепции построения информационного общества - путем упрощения диалога между двумя стратегическими секторами.

Участие в Альянсе открыто для всех заинтересованных лиц и организаций, включая правительственные структуры, представителей бизнеса и некоммерческого сектора, международные организации, промышленные объединения и профессиональные и научно-образовательные ассоциации и учреждения, расширенные ИКТ-сообщества.

Альянс призван наладить систему партнерств с небольшими подвижными структурами, способными изнутри содействовать выполнению конкретных задач.

Наравне с ООН ключевым органом, занимающимся вопросами развития информационного общества на глобальном уровне, является Международный союз электросвязи (МСЭ), или ITU. Это международная межправительственная организация, членами которой являются правительства входящих в нее государств. По состоянию на 01.01.2005 Членами МСЭ были 189 государств и около 650 частных компаний. Штаб-квартира Международного союза электросвязи находится в Женеве (Швейцария).

В задачи организации входит следующее:

• обеспечение и расширение международного сотрудничества,

• экономического и социального развития народов с помощью эффективно действующей электросвязи,

• развитие технических средств и их эффективная эксплуатация;

• распространение новых технологий и согласование деятельности государств-членов Союза,

• разработка и согласование рекомендаций, обеспечивающих возможность телекоммуникационного сервиса в глобальном масштабе.

Организация экономического сотрудничества и развития9 (OECD)

Задачи:

• обмен опытом,

• поиск способов решения общих проблем,

• выработка согласованной внутренней и внешней политики, которая, в современном едином мире, должна представлять собой все более плотную сеть единых наднациональных подходов к решению этих проблем

Мероприятия:

Форум, в рамках которого правительства стран - членов организации (в количестве 30 участников) имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику.

Международная академия связи10 (МАС)

Описание:

• МАС создана как общественная организация в Москве в марте 1996

года;

• Цель - интеграция мирового научного потенциала людей, профессионально занимающихся развитием связи;

• Участие во Всемирных и Международных организациях,

осуществляющих свою деятельность в направлении развития инфокоммуникаций, становления и развития ГИО;

• Участие в разработке и реализации Глобальных и национальных проектов развития инфокоммуникационных инфраструктур и сетей;

• Разработка рекомендаций и методик по формированию,

становлению и развития ГИО, ГИИ, НИИ в странах с различной экономикой;

• пропаганда идей информатизации общества, популяризации Концепции Глобального информационного общества

• В настоящее время членами Академии является более 640 человек из 45 стран. Из них 65% российских и 35% зарубежных членов

• Созданы семь отделений МАС - Грузинское, Латвийское,

Московское, Санкт-Петербургское, Казанское, отделения в Средней Азии, Германии и Швейцарии

• Членами МАС являются представители более 350 компаний

Пионером в вопросах преодоления информационного неравенства

является Всемирный Банк. Уже с 1995 года программа Всемирного Банка Информация для развития (infoDEV) занимается поддержкой новых информационно-коммуникационных технологий для развития.

Только за 2000 год infODEV потратил 22 миллиона долларов США. Основная часть денег пошла на проведение исследований в области развития ИКТ, готовности обществ различных стран к жизни в условиях информационного общества, образование, а так же на финансирование национальных проектов Порталов развития.

Развитие национальных проектов Порталов развития по замыслу Всемирного Банка должно дать толчок к более активному участию стран в международном информационном обмене. Облегчить вход отдельно взятой страны в глобальное информационное общество. Подготовить население страны к более качественному использованию новых информационных технологий для развития.

Программа infODEV поддержала 31 заявку на создание демонстрационных версий порталов. На сегодняшний день работают 8 интернет-порталов в различных странах мира, включая Россию.

Организован Фонд Портала Развития. Его цель - способствовать ликвидации информационного неравенства и сокращения бедности. Всемирный банк принял решение участвовать в работе Фонда.

Для решения поставленных задач Фонд должен действовать в соответствии с тремя основными принципами:

- Налаживать партнерские отношения, способствующие расширению возможностей для использования ИКТ.

- Придерживаться ориентированного на конкретные действия подхода

к ИКТ

- Предоставить беднейшим группам населения, в наибольшей степени страдающим от информационного неравенства, возможность воспользоваться преимуществами нововведений в области ИКТ.

Портал развития11 (Development Gateway Foundation)

Неправительственная некоммерческая организация, созданная Всемирным банком для специалистов широкого профиля, интересующихся проблемами развития, как на международном, так и на местном уровне.

Цели:

■ Способствовать преодолению бедности и устойчивому развитию посредством обмена и распространения знаний

■ Создавать стимулы и способствовать появлению на местном уровне инициатив, способствующих построению экономики, основанной на знаниях

■ Улучшить осведомленность и доступ к программам помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой

■ Способствовать распространению программного обеспечения, основанного на открытом коде, для приложений, связанных с социально­экономическим развитием

■ Поддерживать сеть национальных порталов развития

12

Глобальное партнерство во имя знания (Global Knowledge Partnership)

Постоянно развивающееся сообщество, объединяющее примерно 100 организаций, выразивших свою готовность к обмену информацией и опытом, совместному использованию ресурсов для обеспечения широкого доступа к информации и Знанию и их максимальному использованию для устойчивого и равноправного развития.

Заметный вклад в развитие информационного общества в странах Европы делают организации Евросоюза со своими инициативами по продвижению концепции ИО.

В 1994г. исполнительный орган ЕС - Европейская Комиссия - вырабатывая унифицированную стратегию перехода к информационному обществу, предложил документ под названием «План действий: путь Европы к информационному обществу13», который предусматривал ряд

законодательных мер по либерализации рынка. Этот документ можно считать своего рода отправной точкой в деятельности ЕС в этом направлении. В дальнейшем последовала целая серия стратегических документов. О наиболее поздних мы расскажем ниже.

Согласно Декларации Тысячелетия (Millennium Declaration), принятой мировыми главами государств в 2000г., были выработаны 8 ключевых целей развития мирового сообщества на срок до 2015г., направленные, главным образом, на борьбу с крайней бедностью, распространением ВИЧ-инфекции и повсеместное введение обязательного начального образования14. Евросоюз взял курс на реализацию предложенной Декларацией программы и выработал собственные 57 принципов, ориентированных на её воплощение и содержащих, в том числе, важные задачи по развитию информационного общества в странах ЕС.

Выделим следующие положения:

25. ЕС осознает важность компьютеризации процессов управления в общественном секторе, в рамках расширяемой практики деятельности электронного правительства, и ставит перед собой цель борьбы с неэффективностью бюрократии и достижение прозрачности;

29. ЕС акцентирует внимание на том, что революция в сфере ИКТ позволит обратиться к решению многих проблем, связанных с бедностью. Например, использование ИКТ в области образования, для улучшения системы здравоохранения и повышения эффективности работы правительства;

22.,30., 41.,43.,53. Подчеркивается, что ЕС должен принимать активное участие в борьбе за сокращение цифрового разрыва и оказании разнообразной помощи развивающимся странам (как материальной, так и общеобразовательной, заключающейся в обмене опытом и т. п.) с целью создания по-настоящему глобального информационного общества15.

Другой общеевропейской инициативой, направленной на развитие, явилась Лиссабонская программа, принятая Советом Европы в 2000г. и представляющая собой десятилетний план экономических реформ в странах

Евросоюза, ориентированных на ускорение экономического роста, увеличение числа и повышение качества рабочих мест, развитие социальной интеграции16 и т. д. Важным фактором успеха реализации Лиссабонской программы Совет Европы видит направленность на развитие ИКТ-сектора и выработку верной политики в сфере формирования информационного общества. «С самого начала в Лиссабонской программе отмечалась важность информационных и коммуникационных технологий, которые представляют инструменты, обеспечивающие социальную интеграцию и конкурентоспособность Европы... - подчеркнула Вивьен Рединг, комиссар Совета Европы по делам информационного общества и СМИ в своем выступлении на Пражском форуме Microsoft для государственных деятелей Европы, который прошел в начале февраля 2005г. - инвестиции в ИКТ и технический прогресс принесли примерно 40% роста производительного труда в Евросоюзе во второй половине 1990х г. г. Однако для США тот же показатель составил 60%. Это говорит о том, что у Европы есть большой потенциал для будущего прогресса17».

Существует целый ряд проводимых Евросоюзом мероприятий, которые так или иначе связаны с проблемами развития ИКТ и построения информационного общества. Одним из них является, например, Европейский саммит по Интернету, который проходит ежегодно с 2004г. и представляет собой совместную инициативу Австрии, Германии, Лихтенштейна и Швейцарии (посвящен, разумеется, вопросам развития немецкоязычного сегмента Интернета).

Ежегодно различные органы ЕС выпускают большое количество разнообразной информационной и образовательной литературы по вопросам информационного общества; в рамках политики прозрачности публикуются всевозможные отчеты по итогам деятельности Евросоюза по развитию ИО. Значителен вклад Евросоюза в подготовку Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу.

В 2005г. Европейская Комиссия анонсировала две главные программы, направленные на усиление позиций Европы в области ИКТ: Седьмую рамочную программу исследований и опытных разработок (Seventh Research Frame­work Programme, FP7) и программу «Конкурентоспособность и инновации» (Competitiveness and Innovation Programme, CIP).

В предложениях по программе FP7 комиссия просит о существенном увеличении бюджета на исследования в сфере ИКТ. Положительное решение этого вопроса за счет расширения вклада со стороны частного и государственного секторов будет серьезно способствовать сокращению отставания европейских государств от других ведущих стран. В программе FP7 на первый план выдвинуты следующие технологические направления:

- технологии в области развития знаний, контента и творческого потенциала, включая распознавание, моделирование и визуализацию;

- расширенные и открытые коммуникационные сети связи;

- безопасное и надежное ПО;

- встроенные системы;

- наноэлектроника.

Комиссия также собирается поощрять инвестиции в исследования в области ИКТ в странах Европы с помощью дополнительных мероприятий. Так, будет поддерживаться стратегическое сотрудничество между различными исследовательскими программами и согласование их на национальных и общеевропейском уровнях. Кроме того, комиссия будет проводить мониторинг затрат со стороны государственного и частного секторов. Наконец, в области образования она намерена продвигать политику, позволяющую европейским специалистам получать все необходимые навыки по проведению исследований, внедрению инноваций и использованию ИКТ18 .

Среди всё увеличивающегося числа программ ЕС необходимо особенно выделить инициативу «Электронная Европа» (которую мы упоминали в самом начале работы) и идущую ей на смену стратегию «i2010 — Европейское информационное общество 2010 года», которая является инициативой Европейской Комиссии и была принята к реализации весной 2005г. Эта инициатива ориентирована на развертывание в странах ЕС цифровой экономики и создание для жителей стран Евросоюза условий, при которых они могли бы максимально воспользоваться плодами ИКТ и превращением информационного общества в экономическую и социальную реальность19. Основными задачами стратегии І2010 должно стать следующее:

1. Создание единого Европейского информационного пространства, ориентированного на развитие открытого конкурентоспособного внутреннего рынка для информационного общества и СМИ;

2. Развитие ИКТ инноваций и инвестиций в сферу исследований по ИТ с целью увеличения числа и повышения качества инфраструктуры рабочих мест;

3. Создание включающего информационного общества, ориентированного на развитие и имеющего среди своих приоритетов

улучшение качества услуг в общественном секторе и повышения качества

20

жизни.

С расширением использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) увеличивается их воздействие на духовную и материальную жизнь общества. Предполагается, что реализация инициативы «12010 — Европейское информационное общество 2010 года» обеспечит:

- рост уверенности общества в том, что ИКТ приносят пользу всем гражданам Европы;

- улучшение государственных услуг - они становятся более рентабельными, эффективными и доступными;

- повышение качества жизни граждан21 .

ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Развитие современных информационных технологий

Сегодня мы стали свидетелями революции в сфере информационных технологий. Благодаря развитию компьютеров, интернета и различных других технологических инноваций, мир информационных технологий стал невероятно разнообразным и обширным. Одним из ключевых направлений …

Перспективы развития информационных технологий

Сегодня информационные технологии играют важную роль в развитии мировой экономики и предоставляют бесценные возможности для развития бизнеса. Для процветания предприятий и организаций необходимо использовать самые современные информационные технологии. На данный …

Прогресс информационных технологий

Информационные технологии обеспечивают нам инновационные и быстрые средства доступа к информации и позволяют нам совершать действия быстрее и эффективнее. Прогресс информационных технологий имеет решающее значение для развития современного общества. Информационные …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.