ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Понятие кибердемократии
Президент США Франклин Рузвельт был первым американским политиком, использовавшим в ходе своей предвыборной кампании агитационные возможности радио. Другой президент Джон Кеннеди добился успеха на выборах благодаря телевидению. А Джесс Вентура, кандидат на пост губернатора штата Миннесота, организовал свою кампанию посредством Интернета и тоже имел успех.
Дело однако не в безграничных возможностях киберпространства как инструменты пропаганды, хотя и этот фактор мы ни в коем случае не умаляем. Однако основной «фишкой» успеха Вентуры на выборах в 1998г. стало парадоксальное сочетание эффективности кампании и её ничтожного даже по тем временам бюджета. Оказалось, что основную массу агитационных работ кандидат вел именно в Сети. На специальный сайт он отгружал в режиме реального времени всю актуальную информацию, от своих взглядов по ключевым вопросам политической программы до своих цифровых фото, так что избиратели могли с точностью до нескольких часов знать, где он находился и каким образом готовился к выборам. Даже половину своих сотрудников Вентура нанял через Интернет.
Два года спустя кандидат в президенты от Республиканской партии Джон Маккейн собрал миллион долларов на свою предвыборную кампанию в течение 48 часов посредством Интернета после своего удачного выступления на одном из предэлекторальных мероприятий.
В том же 2000г. Европу потряс успех ультраправой партии свободы Йорга Хайдера, сумевшей провести успешную предвыборную кампанию в Интернете и вошедшей в правительство Австрии.
Тогда впервые серьезно задумались о том, какую роль играет Интернет в процессах современного развития демократических институтов.
Очевидно, что вопрос влияния Интернета на демократические институты не ограничивается позитивной динамикой интерактивного взаимодействия населения и власти. Сегодня мы все чаще звучит разочарование, связанное с тем, что Интернет не повысил ни коем образом политической активности населения (вспомним, хотя бы, пример с электронным голосованием в Англии). Более того, для молодого поколения, которое Интернет, как казалось, должен был научить более глубокому пониманию современных политических процессов в силу большей информационной прозрачности, киберпространство превратилось в глобальную индустрию развлечений, сделав молодых людей преимущественно аполитичными.
С другой стороны, посредством деятельности электронных правительств, граждане все же оказались в определенной степени втянуты в ключевые информационно-политические процессы. Одним из важнейших преимуществ Интернета в области демократии оказалась его способность помочь людям самоорганизоваться. С помощью сетей стало намного проще находить информацию, обмениваться ею, вступать во взаимоотношения по аккумуляции глобальных знаний ( в том числе, и знаний о свободе и демократии). Люди перестали быть замкнуты в своем географическом пространстве. Они научились мыслить более независимо. А это был уже первый шаг.
Сегодня Интернет-сообщество представляет собой одну из самых активных организаций «профсоюзного типа», выступающих за сохранение вполне конкретных идейных интересов. Этому сообществу под силу аннулировать международные соглашения, если они идут в разрез с правами и потребностями населения91 (так в 1998г. были сорваны переговоры по принятию международного соглашения по инвестированию, не удовлетворявшего идеям развития стран «третьего мира», против которого выступили многочисленные сайты ассоциаций борьбы за права потребителя, специалистов по охране окружающей среды и т. п.) или опротестовывать проведение Встреч на высшем уровне (пример Саммита ВТО в Сиэтле 1999г., оппозицию которому составили в Интернете альтернативная организация профсоюзов и др. представителей общественности. Так, Интернет предоставил людям возможность говорить открыто и быстро. Это был второй шаг.
Наконец, Интернет оказался тем вещательным инструментом, которому не смогли противопоставить свои аргументы представители правительственных структур, считавшие недопустимым открытую трансляцию в СМИ совещательных заседаний органов власти. Сегодня парламент Швейцарии, так долго отвергавший идею передачи своих дискуссий по ТВ, удовлетворил требования окружных властей и СМИ об обеспечении прозрачности своей деятельности посредством прямой трансляции заседаний в Интернете - единственной среде, где стало возможным давать звуковое видео одновременно с соответствующими комментариями.