ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Понятие экономики, основанной на знаниях
Современную экономическую концепцию, получившую развитие на сетевом уровне, принято называть глобальной информационной экономикой (global information/network economy), или экономикой, основанной на знаниях (knowledge based economy).
Существуют различные определения экономики, основной на знаниях. За частую на первый план выдвигаются ИКТ и их роль в системе глобальных финансовых процессов. Однако целесообразно более широкое определение этого понятия, в основе которого лежит представление об экономике, движущей силой которой является совокупность инновационных технологических процессов и комплексной структуры производства, приобретения, распространения и практического применения знаний.
Составляющими информационной экономики являются:
■ активная делова среда, способствующая процессам аккумуляции и использования знаний;
■ современная информационная инфраструктура, предполагающая широкое использование ИКТ и развитие конкурентоспособной индустрии производства информационных услуг;
■ человеческий капитал - критический фактор развития информационного общества;
■ эффективная национальная инновационная система, представляющая собой инфраструктуру использования растущего запаса глобального знания и его адаптации к уникальным местным особенностям.
Уровень становления информационной экономики определяется двумя ключевыми показателями:
- удельным весом компаний ИТ-сектора (здесь мы имеем в виду предприятия, которые непосредственно производят высокотехнологические продукты, как то: электроника, телекоммуникации, биотехнологии и др.)
- и удельным весом организаций, активно использующих Интернет - услуги, равно как и услуги Интернет-компаний с целью сокращения своих транзакционных издержек и увеличения конкурентоспособного преимущества на рынке.
Информационно-сетевая экономика представляет собой сложно организованную многоуровневую глобальную структуру, в которой посредством Интернета и сквозных телекоммуникационных сетей осуществляется взаимосвязанная деятельность различных секторов-участников экономического процесса.
Сегодня принято выделять следующие ключевые экономические агенты, вовлеченные в глобальные экономические процессы:
■ Население и домашние хозяйства (С - “customers”);
■ Бизнес-сообщество (B - “business”);
■ Правительственные структуры (G - “government”);
■ Иностранный сектор (F - “Foreigners”).
Существующие взаимоотношения между субъектам Интернет - экономики характеризуются взаимовыгодными процессами, осуществляемыми между экономическими агентствами в сетевом пространстве, как то: B2B (когда взаимодействуют Интернет-компании), B2C (когда услугами сетевых предприятий активно пользуется население: самый простой пример, если речь идет о покупке товаров через Интернет), B2G (когда предприятие предлагает свои услуги через Сеть правительственным организациям) и др. С другой стороны, получили распространение процессы, в ходе которых правительство оказывает услуги гражданам и предпринимателям через Интернет (чему мы посветили предыдущую главу). Тогда имеет смысл говорить о таких видах электронной коммерции, как G2C, G2B, G2G.
Приведенные нами аббревиатуры постоянно используются в современной экономической литературе, поэтому целесообразно их запомнить и понимать, какое значение в них вкладывается.
Важным достижением Сетевой экономики стало развитие электронной коммерции (e-commerce). Все больше компаний сегодня переносят свою деятельность в Интернет, начиная от простого веб-представительства и предоставления рядя простейших услуг в Сетевом пространстве до перевода основной массы своих платежей и транзакций в киберсреду. Электронная коммерция сегодня существенно изменила структуру отношений в системе продавец-покупатель.
Снизились затраты на доставку информации о продукте к потребителю, в то время как качество и скорость получения этой информации выросли значительно. Сами потребители, которым Интернет предоставил неограниченные возможности в поиске, сортировке и анализе информации, стали сегодня более взыскательны и разборчивы в среде бесчисленных компаний на рынке товаров и услуг. Доверие их к бизнесу снизилось и требования к качеству покупаемой продукции, будь то обыкновенный стиральный порошок или система банковского кредитования, оказались объективны и высоки.
Новые коммуникативные возможности открыли простор для творчества в экономике. Эффективность и надежность бизнеса становятся недостаточными факторами конкурентного преимущества, привлекательность для клиента - вот критический показатель. Не случайно ведь Citibank имеет опыт сотрудничества с Элтоном Джоном, Motorola и Microsoft заключили контракты с Rolling Stones, а среди партнеров Miller - MC Hammer. Идеи, поражающие воображение, - вот что сегодня выигрывает на рынке.
На современном этапе развития информационной экономики ученые
93 г'
ввели понятие технико-экономического паритета. Суть этого явления заключается в том, что в мире все меньше товаров, технологий и опыта располагается по конкретному географическому адресу - в Москве, Лондоне, Нью-Йорке или Куало-Лумпур. Все эти продукты и услуги доступны любому потенциальному потребителю в любой точке Земного шара. Таким образом, нет экономического преимущества у стран-производителей. Не существует его и у жителей ни одной из стран.
В системе информационной экономики изменилась структура управления процессами. Современная экономика - де-регулируема. Сегодня все страны переходят от одного исторического этапа, для которого была характерна абсолютизация интересов собственной национальной экономики, к другому этапу - глобальной экономике, не имеющей единого жесткого регулирующего аппарата.
Организация бизнес-пространства переживает процесс демонтажирования, в котором в совершенно ином формате функционируют основные процессы и новые механизмы контроля правят балом. Основные участники рынка сегодня поменялись ролями. Банки продают паевые вклады. Страховые компании продают банковские услуги. Филиалы банков открывают у себя кофейни, а Starbucks развивает системы оплаты. Кока-Кола ввела
Чтобы оставаться на гребне волны, необходимо не просто понимать существующие тенденции, но и развиваться с опережением конкурентов на несколько шагов.