Российский Интернет
Согласно статистическим данным последних исследований, проведенных рядом российских и зарубежных маркетинговых агентств во втором квартале 2001 года, за последние двенадцать месяцев отечественная аудитория Всемирной сети значительно выросла и помолодела. Если в ноябре 1999 года, по сведениям исследовательской компании Monitoring. RU (Http://www. monitoring. ru), в России Интернетом пользовалось 5,4 млн. человек, что составило 4,9% населения страны, а в феврале 2000 года - уже 6,6 млн. (6,0% населения), то за первое полугодие 2001 года численность российских пользователей Интернета выросла на 4,2 млн. человек и к концу сентября 2001 года составила порядка 9,2 млн. пользователей, или 8-10% населения (данные агентств NUA Internet Surveys - Http://www. nua. com и Europe media - Http://www. Europe media. net).
Цифры, опубликованные в информационных отчетах этих компаний, демонстрируют следующую демографическую картину русскоязычного сектора Всемирной сети на конец 2001 года.
I Общее количество постоянных пользователей Интернета в России составляет приблизительно 9 млн. человек, а число людей, использующих Интернет с различной степенью регулярности, превышает 12,5 млн.
I Средний возраст отечественного пользователя Интернета — 28 лет (по прошлогодним данным — 31 год).
I 20% использующих Интернет россиян — женщины, 70% — мужчины (на 2000 год - 22 и 78% соответственно).
I Порядка 68% пользователей Интернета имеют законченное высшее образование, около 28,5% - среднее и лишь чуть больше 3% - неполное среднее образование (за истекшие 12 месяцев эти показатели не изменились). 56% от общего числа русскоязычных пользователей Сети владеют английским языком на уровне «выше среднего». 39,9% российских обитателей Всемирной сети используют Интернет на работе, 32,5% имеют доступ с домашнего компьютера, а 27,6% подключаются к Интернету с использованием иных способов — от знакомых, в игровых клубах, Интернет-кафе и т. д.
В качестве своеобразного дополнения к вышеизложенной информации можно упомянуть о заявлении заместителя министра связи РФ Александра Волокитина, сделанном на проходившей в Вене в мае 2001 года конференции по вопросам развития электронной коммерции в России, в котором он сообщил прессе, что, по его оценкам, к 2010 году общее количество пользователей Интернета в нашей стране составит 26 млн. чел.
Социологическое исследование, проведенное исследовательским агентством Комкон2 (Http://www. comcon-2.com) в первом полугодии 2000 года,
Выявило следующие статистические данные о российской аудитории
Интернета.
Возрастное деление пользователей Интернета:
А 10-15 лет - 10,1%;
D 16-19 лет - 19,2%;
20-24 года - 19,4%;
25-34 года - 25,5 %;
Э 35-44 года - 15,9 %;
45-54 года - 7,7%;
G 55 и старше - 2,1%. Профессиональная принадлежность:
I Квалифицированные специалисты с высшим образованием - 22,8%;
1 Руководители высшего и среднего звена — 19,6%; служащие, технический и обслуживающий персонал - 11,1%;
1 Рабочие - 3,1%; J Представители других профессий - 11,0%;
I Учащиеся — 17,3%; А Студенты вузов — 11,3%; А Пенсионеры - 0,5%; А Безработные и домохозяйки - 3,7%.
Около 30% опрошенных пользуются мобильными телефонами или пейджерами, порядка 25% имеют собственный или служебный автомобиль. Представленные выше результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что ядро современной аудитории российского Интернета составляют молодые люди в возрасте от 20 до 28 лет, среди профессиональных групп наибольшую долю составляют студенты и учащиеся, а также квалифицированные специалисты и руководители различного уровня. Динамика изменения демографического состава пользователей российского Интернета за последние несколько лет демонстрирует тенденцию к заметному уменьшению числа специалистов с высшим образованием среди общего количества пользователей (6,7% за 3 года), а также увеличению доли учащихся (5,5%) и пенсионеров (0,5%). Возрастной и профессиональный профиль российского пользователя Всемирной сети накладывает определенный отпечаток и на распределение интересов аудитории к различным категориям сетевых ресурсов
Вот каким образом ответили респонденты на заданный в рамках исследования, проведенного компанией Комкон2 в первом полугодии 2000 года, вопрос: «За какой информацией чаще всего вы обращаетесь к ресурсам Интернета?» (табл. 1.1).
Таблица. 3.1. Распределение интересов пользователей российского Интернета
Развлечения |
25.9 |
14.9 |
30,0 |
Программное обеспечение |
24,0 |
30,6 |
17,5 |
Компьютерные игры |
23,9 |
15,7 |
45,3 |
Видео и шоу-бизнес |
18,7 |
4,4 |
40,6 |
Экономика |
16,8 |
34,4 |
7,5 |
Производители товаров и услуг |
14,7 |
25,9 |
4,4 |
Техника |
14,3 |
17,1 |
15,0 |
Политика |
12,7 |
18,5 |
8,8 |
Онлайновая пресса |
11,5 |
20,1 |
6,6 |
Эротика |
11,4 |
9,1 |
17,2 |
Спорт |
11 1 |
8,5 |
21,6 |
Наука |
10,1 |
8,5 |
13,1 |
Поиск работы |
9,7 |
9,9 |
4,4 |
Электронная коммерция |
9,6 |
16,8 |
1,9 |
Погода |
9,0 |
8,0 |
9,1 |
Путешествия |
7,1 |
9,9 |
8,8 |
Искусство |
6,9 |
4,1 |
6,6 |
Медицина |
6,9 |
9,2 |
1,6 |
А вот весьма любопытные статистические данные, предложенные в сентябре 2001 года исследовательским агентством Spy Log (Http:// Www. spy-log. ru).
Среднестатистическое распределение российских пользователей Всемирной сети по городам с 20 августа по 14 октября 2001 года:
Q Москва - 48,55%;
□ Санкт-Петербург - 9,2%;
Екатеринбург - 2,2%; О Новосибирск - 2,0%; Q Краснодар - 1,68%; Q Самара - 1,32%;
О Владивосток - 1,13%;
□ Челябинск - 1,064%;
О Ростов-на-Дону - 1,044%;
I Пермь - 1,032%; А Иркутск - 0,9%;
□ Нижний Новгород - 0,8%; Казань - 0,7%; Красноярск - 0,69%;
□ Уфа - 0,65%;
I Омск - 0,56%;
А Сургут - 0,56%;
□ Архангельск - 0,52%;
О Ставрополь - 0,51%;
Р Калининград - 0,5%;
□ Другие города — менее 0,4%.
Однако не следует забывать, что достаточно большое количество русскоговорящих пользователей Интернета постоянно проживает за пределами нашей страны. Если принять за 100% общее количество посетителей русскоязычных web-сайтов, то распределение посетителей российского сектора Интернете по государствам мира, согласно статистике агентства Spy Log, на конец 2001 года выглядит следующим образом:
□ Россия - 58%;
О Страны СНГ и Прибалтика - 14%;
□ Страны Западной Европы - 10%;
I США и Канада - 8%;
Q Другие страны — 10%.
Немалый интерес с точки зрения анализа российской аудитории Всемирной сети представляют показатели среднесуточной активности пользователей, полученные в ходе исследований, проведенных компанией «Комкон2». Согласно данной информации, почасовое распределение активности русскоязычной аудитории Всемирной Сети в рабочие дни значительно отличается от поведения пользователей в выходные. В своей статье, опубликованной в № 40 журнала «Инфо-бизнес» за 2000 год, директор компании «Комкон-2» Петр Карлович Залесский
Предположил, что подобная динамика активности аудитории продиктована в первую очередь естественным графиком жизни среднестатистического пользователя Интернета — в рабочие дни всплески количества работающих в Сети компьютеров обусловлены временем начала и окончания рабочего дня по московскому времени, а также наступлением обеденного перерыва, увеличение же числа пользователей в послепо-луночный период может объясняться различием часовых поясов (в тот момент, когда в Москве наступает час ночи, во Владивостоке уже начинается рабочий день), а также различием ночных и дневных тарифных ставок оплаты Интернет - услуг и суточным графиком нагрузки на телефонные линии. График среднесуточной активности русскоязычной аудитории Интернета, построенный специалистами компании Комкон-2, представлен на рис. 1.2.
Рис. 1.2. График Среднесуточной активности Российской Аудитории Интернета
Эти данные наверняка помогут интернет-маркетологам в планировании и разработке их проектов.