ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие организационной структуры
Наличие структуры — неотъемлемый атрибут всех реально существующих систем, так как именно структура придает им целостность. Структура способствует сохранению устойчивости состояния системы. По отношению к системе структура является показателем ее организованности.
В теории и практике управления различают два понятия, связанные со структурным подходом к совместной деятельности людей в организации. Это организационная структура и структура управления организацией. Между ними существует тесная связь: структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми, структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации. Как правило, мероприятия по проектированию или изменению состава самой организации (разукрупнение, объединение, слияние с другими организациями и др.) вызывают необходимость соответствующих перемен в структуре управления. Построение структуры управления организацией является одной из важных задач, так как для создания структуры необходимы условия для выполнения функций управления. Функции и структура управления непрерывно взаимосвязанные и взаимообусловленные части одного целого, а именно организации системы управления, и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Взаимообусловленность функций и структуры управления придают первичность функций и вторичность структуры управления.
Уровень организованности систем управления и совершающихся в них процессов оказывает существенное влияние на эффективность управления и результаты производства. Поэтому совершенствование организации управления рассматривается как важный резерв повышения эффективности производства.
Для того чтобы система управления могла выполнять свои задачи, она должна удовлетворять следующим требованиям, вытекающим из закономерностей и принципов управления:
- необходимость полноты охвата функций и оптимального распределения их по ступеням, подразделениям и должностям;
- предоставление каждому подразделению и должностному лицу на каждой ступени прав, необходимых для реализации порученных им функций;
- установление строгой ответственности за реализацию функций;
- соблюдение баланса функций, прав и ответственности;
- обеспечение управляемости;
- соблюдение принципов единоначалия и единства распорядительства;
- соблюдение пропорциональности;
- наличие гибкости;
- необходимость экономичности;
- способность к самоорганизации, т.е. к непрерывному повышению уровня организованности.
Система управления должна полностью реализовывать все функции, объективно необходимые для обеспечения нормального функционирования и развития производства. Для этого подразделения и должностные лица, которым поручается выполнение тех или иных функций, должны быть наделены необходимыми правами и ответственностью. Забвение или неполная реализация каких-либо функций, безответственность вызывают снижение эффективности управления. Система должна обладать достаточными управленческими возможностями, чтобы обеспечить эффективное воздействие на объект управления. Для того чтобы выполнить это требование, необходимо соблюдать нормы управляемости на всех уровнях управления. Нарушение принципов единоначалия, требующего непосредственного подчинения работника одному лицу, и принципа единства распорядительства, исключающего противоречивые распоряжения, также вызывает снижение эффективности управления. Требование пропорциональности состоит в обеспечении эквивалентной пропускной способности (производительности) всех подразделений. Это — пропорциональность между функциональными и производственными подразделениями, между функциональными подразделениями на каждой ступени управления и между одноименными функциональными подразделениями на разных ступенях.
Гибкость системы управления выражается в сохранении ее работоспособности при изменении задач и условий их реализации, а также временных изменениях в составе сотрудников аппарата управления.
В условиях непрерывно развивающегося и усложняющегося производства нужна систематическая работа по совершенствованию управления с целью приведения его в соответствие с требованиями производства.
Экономичность системы заключается в обеспечении эффективного управления производством при минимальном количестве управленческого персонала и минимальных расходах на управление. Недопустимо как излишнее увеличение, так и чрезмерное сокращение численности управленческого персонала и затрат на управление.
Функции и структура управления — непрерывно взаимосвязанные и взаимообусловленные части одного целого, а именно организации системы управления, и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Взаимообусловленность функций и структуры управления придают первичность функций и вторичность структуры управления.
Организационные структуры большинства российских предприятий, как правило, строятся по функциональному принципу, адекватному централизованной системе управления, и для них характерны следующие недостатки:
- Чрезмерная замкнутость структурных подразделений на первых руководителях.
- Отсутствие заинтересованности работников в конечных результатах, поскольку система оценки их деятельности не связана с результатами работы предприятия в целом.
- Основным потребителем результатов работ работника является его вышестоящий начальник, а не потребитель продукции или услуг.
- Неадекватная информационная подцержкадеятельности предприятия — прежде всего, его коммерческой и финансовой деятельности.
- Руководители организаций управляют денежными средствами и людьми, а не процессами.
- Усложненность обмена информации между различными подразделениями из-за вертикальной иерархии, приводящая к неоправданно длительным срокам выработки управленческих решений.
- Отсутствие или формальное наличие жизненно необходимых маркетинговых финансово-экономических подразделений и руководителей, несущих ответственность за результаты финансовой деятельности.
- Отсутствие службы управления изменениями, которая ориентирует организацию на требования внешней среды.
Следует отметить, что формирование структур, построенных по функциональному принципу, не является порождением централизованной экономики, а связано с совершенствованием в начале XX в. организации производства в таких странах, как США, Великобритания. Германия и др., с внедрением конвейерного производства, основанного на разделении операций.
Необходимость преодоления последствий Второй мировой войны, возрастающая конкуренция со стороны вчерашних развивающихся стран, формирование транснациональных корпораций, основанных на слиянии предприятий различного профиля, продемонстрировали целесообразность перестройки организационной структуры предприятий. Это было обусловлено тем, что функциональные структуры оказались недостаточно гибкими в условиях жесткой конкуренции, инерционно реагирующими на требования рынка. Выяснилось, что такие структуры имеют существенный системный дефект: отдельные подразделения в целях выживания стараются стать самодостаточными, функционируют не в интересах компании (предприятия), а в собственных интересах.
В условиях новой экономической реальности управлять компаниями из центра становится все труднее. Многие предприятия уже до приватизации были широко диверсифицированы, т.е. выпускали различные виды продукции. Их руководители зачастую сталкиваются с необходимостью решать вопросы в не похожих друг на друга областях, пытаются разобраться в положении дел сразу на нескольких рынках и освоить весь спектр навыков, необходимых для успеха на этих рынках.
Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Для того чтобы контролировать свое предприятие, акционеры и высшее руководство компании должны создать такую систему, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы. Особенно большое влияние на организационную структуру оказывают изменения, происходящие под воздействием интеграционных процессов, т.е. объединения усилий ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности.
Выделяют два основных вида интеграции организаций:
- горизонтальную, когда происходит объединение усилий разных организаций для реализации каких-либо общих целей (например создание общих финансовых органов, органов управления имуществом, группировок, формирование финансово-промышленных групп);
- вертикальную, когда объединяются предприятия, связанные между собой технологически, для участия в цепочке создания ценностей (для проведения согласованной политики в области цен, маркетинга, рекламы и т.п. производится разделение зон хозяйствования, за каждым предприятием закрепляются постоянные функции).
Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья, ступени, связи и уровни). Звенья управления — это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. Ступени управления — это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям (взаимоотношениям, коммуникациям), которые подразделяются на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими задеятель- ность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно, — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных организацией целей.
В соответствии с этим построение организационной структуры управления требует: группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам; формирования соответствующих отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей; установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидуумами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач; установления каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали. Наиболее важные понятия, имеющие непосредственное отношение к построению структуры управления, — это полномочие и ответственность.
Полномочие — это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач. Полномочия являются именно ограниченным правом, так как имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями. Работник, выходящий за рамки этих правил, превышает свои полномочия. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких
уровней управления. Но даже полномочия высшего руководства ограничены законами, культурными ценностями общества.
Полномочия бывают следующих типов:
- Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий (скалярный процесс) создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
- Штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Штабные полномочия бывают четырех видов: рекомендательные, обязательного согласования, параллельные, функциональные.
- Дивизиональные полномочия — предполагают предоставление руководителям структурных подразделений оперативно-производственной или сбытовой самостоятельности с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Все другие связи и отношения установлены по привычной линейно-функциональной схеме.
- Проектные (матричные) полномочия — отличаются тем, что их предоставляют руководители временных целевых структур, в которых происходит их наложение на постоянную организационную структуру управления (ОСУ), в результате чего возникают проблемы двойного подчинения, что порождает борьбу за власть. Как правило, руководитель проекта наделяется полной властью и правами контроля в рамках проекта. Ему полностью подчинены все члены команды. Однако эти полномочия могут сводиться только к консультациям. Все зависит оттого, какими полномочиями наделяются члены команды высшим руководством.
- Сетевые полномочия — формируются при перенесении рыночных отношений внутрь организации. Все отношения строятся на эквивалентно-возмездной основе, т.е. полномочия руководителя сводятся к полномочиям предпринимателя, отвечающего за прибыль в своем бизнесе.
- Виртуальные связи и отношения — являются феноменом информационного общества; в данном случае возникают партнерские отношения, предполагающие единый базовый уровень компетенции и учет взаимных интересов. Они организационно никак не закрепляются, поэтому могут быть весьма прочными и в то же время непостоянными и мимолетными.
Делегирование полномочий — это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Цели делегирования:
- разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
- повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
- активизировать «человеческий фактор», как можно больше вовлечь в решение стоящих перед предприятием задач и заинтересовать работников.
При этом необходимо определить такие объем и масштаб делегируемых полномочий, которые способствуют профессиональному росту сотрудников, мотивируют их, обеспечивают удовлетворенность содержанием труда. Оптимальный объем делегирования зависит от различных факторов и, прежде всего, от возможностей реализации делегируемых полномочий данным работником, соответствия передаваемых работнику полномочий характеру решаемых им задач.
Ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение. Полномочия и ответственность связаны между собой: полномочия без ответственности создают условия для неограниченной власти и разнузданности, а передача ответственности без предоставления необходимых полномочий — это характеристика безграмотного и безответственного отношения лица к собственным обязанностям.
Власть — это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.
Структуру управления характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, уровни формализации и централизации, механизмы координации.
Сложность организационной структуры управления определяется по количеству отделов, групп, квалифицированных специалистов и уровней иерархии. Эти параметры в организациях могут существенно различаться в зависимости от принятого разделения работ и характера связей между ними.
Формализация характеризует масштабы использования правил и регулировочных механизмов для управления поведением людей, т.е. уровень стандартизации работ внутри организации. Стандарты ограничивают возможности выбора исполнителей, указывая им, что, когда и как надо делать. Работа должна выполняться в соответствии с требованиями, инструкциями, правилами, описанием процедур и операций по всем процессам, протекающим в организации. Их значение при снижении уровня формализации падает и исполнителям предоставляется большая свобода выбора и возможностей принятия собственных решений.
Централизация отражает степень концентрации принятия решений на самом высоком уровне организации. Она показывает формальное распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления, а ее уровень характеризует, в какой мере члены организации привлекаются к принятию управленческих решений. Управление централизовано, если все ключевые решения принимаются высшим менеджментом, а участие остальных уровней незначительно. Высокий уровень децентрализации обеспечивает более быструю реакцию на события и принятие ответных мер. К их реализации привлекается большее количество управленцев, что повышает уверенность в решении проблем. Критерии, по которым можно определить реальный уровень децентрализации в управлении организацией, связаны с оценкой системы отношений между исполнителями и менеджерами, между менеджерами разных уровней, между менеджерами и клиентами и т.п.
Координация базируется на использовании механизмов интеграции разделенных ресурсов и действий. Интеграция осуществляется как по горизонтали, «сцепляя» элементы структуры одного уровня, так и по вертикали, распространяя систему прав сверху вниз.