ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
Итак, были рассмотрены три основные (базовые) функции управления строительством — планирование, организация и мотивация.
Почему необходима функция контроля? Есть несколько объективных обстоятельств, которые обусловливают потребность общества в организации контроля в различных сферах экономической и социальной жизни, а также определяют сущностные характеристики контроля в управлении. К таким явлениям (обстоятельствам) прежде всего относятся неопределенность и связанные с ней риски экономических и социальных потерь. Неопределенность — одна из основных реалий жизни. Неопределенность нельзя полностью устранить ни из каких принимаемых решений, в том числе из решений в сфере управления.
Как известно, процесс управления протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды: законов, состояния социальных и культурных ценностей, технологии, конкуренции на товарных рынках, на рынках капитала и труда, инвестиционных предпочтений и других, в том числе кризисных ситуаций, которые выступают в роли переменных величин.
Очень редко бывает, что управление протекает вне зависимости от смежных субъектов хозяйствования. Чаще всего, наоборот, управление осуществляется в рамках договоров, совместных планов, соглашений, кооперации труда и т.п., что также несет в себе различные элементы неопределенности, может негативно и решающим образом сказаться на достижении намеченной цели и т.д.
Процесс выполнения любого плана должен регулярно контролироваться. Это объясняется прежде всего тем, что под влиянием разнообразных факторов ситуация может меняться и те исходные позиции, которые представлялись вполне реальными в момент составления плана, могут на самом деле оказаться иными. С другой стороны, любой план выполняют люди, а поведение людей не всегда предсказуемо.
Если бы в процессе выполнения плана не было никаких помех, то надобность в контроле отпала бы сама собой. Однако в реальной действительности процесс выполнения плана, особенно производственного, подвергается воздействию многих дестабилизирующих факторов, зачастую непредвиденных, поэтому и необходим контроль.
При помощи обратных связей контроль позволяет субъекту управления выявить на возможно более раннем этапе негативное развитие ситуации и оперативно принять корректирующие меры для эффективного решения любой из возникших проблем.
Таким образом, контроль — это объективно существующая функция, без которой не может быть эффективной системы управления.
Легко заметить, что понятие контроля связано с понятием плана. Действительно, чтобы осуществлять контроль, нужно знать, с чем сопоставлять реальное положение дел. Если нет плана, то нет и контроля, поскольку не с чем сравнивать фактические показатели. С другой стороны, процесс выполнения плана невозможен без контроля. Таким образом, планирование и контроль являются двумя важнейшими взаимосвязанными между собой функциями управления. Заметим, что в разных сферах контроля вместо планов могут быть и другие документы. Например, при контроле качества строительства выполненные строительные работы сопоставляют с требованиями СНиПов, ЕОСТов, проектных решений. При контроле финансовой деятельности анализируют первичные бухгалтерские документы.
Итак, контроль — это установление степени соответствия фактических показателей запланированным и принятие мер по устранению обнаруженных отклонений.
В теории управления контроль рассматривается в качестве одной из основных функций субъекта управления. В контроле так же, как в процессе принятия решений, субъект управления наиболее полно и ярко реализует свой волевой императив, свои властные правомочия. Управляющее воздействие контроля проявляется прежде всего в том, что под его влиянием поведение управляемой системы (объекта управления) удерживается или изменяется в рамках заданной цели, требований законов, нормативов, стандартов, регламентов и многих других установлений. Действенность контроля, его властная сила утверждаются путем применения различных санкций, неотвратимость и «жесткость» которых зависят от «тяжести» допущенных нарушений. Поэтому по своей сути контроль всегда нацелен на улучшение качества и повышение эффективности управления.
В строительстве, как и в других производственных системах, различают три вида контроля:
- предварительный;
- текущий;
- заключительный.
Эти три вида контроля отличаются друг от друга тем, что осуществляются на разных стадиях строительного производства, хотя формы осуществления у них практически одинаковые.
Предварительный контроль осуществляется до начала строительства, а если речь идет об отдельной строительной работе, — то до ее начала.
В строительных организациях предварительный контроль осуществляется в следующих направлениях:
- При приеме проектно-сметной документации. При приеме от заказчика проектов и смет необходимо проверить:
- технологичность принятых в проекте архитектурно-планировочных и
конструктивных решений;
- объемы строительно-монтажных работ, предусмотренные в сметах;
- стоимость строительства.
При необходимости готовятся предложения по внесению в проект соответствующих изменений.
- При подготовке строительной площадки. Здесь задача контроля состоит в том, чтобы к началу основного периода строительства обеспечить полную готовность строительной площадки.
Контроль ведется, как правило, еженедельно путем сопоставления фактической готовности строительной площадки к концу каждой недели со сроками и объемами подготовительных работ, предусмотренными графиками подготовительных работ.
- При подготовке трудовых ресурсов. В проекте организации строительства обычно определяется, сколько рабочих и каких профессий потребуется для будущего строительства. Поэтому необходимо контролировать такие вопросы:
- достаточно ли у строительной организации трудовых ресурсов?
- если нет, то откуда они будут привлекаться?
- требуется ли их переподготовка?
- какие социально-бытовые условия для них потребуются?
Задача контроля здесь заключается в том, чтобы в основной период строительства полностью обеспечить строительные объекты рабочими кадрами.
- При определении поставщиков строительных материалов и изделий. В настоящее время строительный рынок в достаточной степени насыщен строительными материалами и изделиями. Поэтому здесь задача предварительного контроля состоит в проверке того, выбираются ли наиболее надежные поставщики, идет ли поиск поставщиков более дешевых материалов и изделий, готовятся ли более совершенные методы материально-технического снабжения?
- При подготовке строительных машин и транспортных средств. В проектах организации строительства и производства работ обычно предусматриваются наиболее целесообразные для данного строительного объекта типы строительных машин и транспорта. Если строительная организация сама располагает этой техникой, то задача контроля сводится к тому, чтобы проверить, как осуществляется ее ремонт и другие виды подготовки к началу строительства.
Если же у строительной организации какой-либо техники нет, то проверяется, откуда и на каких условиях она будет привлекаться (лизинг, аренда, субподряд).
- При подготовке финансовых ресурсов. Этот контроль призван проверить платежеспособность заказчика, его финансовое состояние. Задача контроля в этом случае заключается в том, чтобы убедиться: у заказчика достаточно средств для финансирования строительства.
- При подготовке к производству отдельных видов работ. Этот контроль ведется уже в ходе строительства перед началом каждого очередного строительного процесса. Прежде чем приступить к выполнению очередного процесса, необходимо проверить:
- готов ли фронт работ, завершен ли полностью предшествующий процесс?
- обеспечена ли бригада рабочих инструментом, инвентарем, приспособлениями, спецодеждой?
- готовы ли машины и механизмы к работе?
- готовы ли леса и подмости?
- соответствует ли качество строительных материалов и изделий требованиям?
Только получив положительные ответы на вопросы предварительного контроля, можно приступать к выполнению очередного строительного процесса.
Центральное место в текущем контроле занимает, естественно, производственная деятельность строительной организации. Именно регулярный контроль выполнения показателей годового и оперативных производственных планов является основной задачей текущего контроля. Ибо обеспечение эффективности строительного производства и его организация в соответствии с производственными планами являются основной предпосылкой для достижения высоких финансово-экономических показателей.
Как было отмечено выше, основными видами оперативных планов являются месячные и недельно-суточные планы, разрабатываемые на основе годового производственного плана. Поэтому основным видом текущего контроля в строительстве является ежедневный диспетчерский контроль выполнения недельно-суточных планов строительно-монтажных работ.
Необходимо также контролировать выполнение качественных показателей: производительности труда, рентабельности, снижения себестоимости и других. Текущий контроль этих показателей осуществляется, как правило, ежемесячно на основе отчетов, составляемых всеми подразделениями строительной организации по результатам выполнения месячных оперативных планов. В случае невыполнения каким-либо из подразделений качественных показателей анализируются причины и принимаются меры по устранению возникших отклонений. Эти меры учитываются при составлении оперативного плана на следующий месяц.
Если внимательно проанализировать содержание любого вида контроля, то нетрудно будет убедиться, что процедура его проведения основана прежде всего на идее обратной связи.
Именно механизм обратных связей в сочетании с прямым непосредственным воздействием контроля на объект управления создают необходимые предпосылки нормального функционирования социально-экономических процессов.
Содержание прямых и обратных связей в контрольной деятельности довольно полно раскрывается в следующих способах и процедурах ее осуществления:
- установление стандартов и критериев, которые выбираются на стадии планирования из многочисленных целей и стратегий;
- сбор, обработка и анализ информации о фактическом положении дел;
- сравнение полученных данных с запланированными показателями, установленными нормативами, стандартами и др.;
- выявление отклонений, нарушений и анализ причин их появления;
- разработка системы корректирующих действий, мероприятий, для того чтобы удержать или изменить поведение объекта управления в рамках заданной цели, других управленческих решений.
Обратная связь в процессе контроля — это данные о полученных результатах. В целом системы обратной связи позволяют субъекту управления выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свои действия, чтобы избежать отклонения от намеченной цели.