ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ СООРУЖЕНИЙ
ПЕРЕРАБОТКА И ИСПЫТАНИЕ БИТУМНЫХ И ДЕГТЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Основные правила упаковки, транспортировки и хранения битумных и дегтевых материалов, установленные действующими нормативными документами, приведены в табл. 6.
Таблица 6
Материалы |
Правила затаривания н транспортирования |
Правила хранения |
Битумы нефтяные строительные, кровельные марки БН-Э, битумы для изоляции нефтепроводов (твердые битумы) |
Затаривают в бочки стальные с широкой горловиной и бочки со съемиым верхним днищем, в бочки деревянные и барабаны фанерные, в мешки бумажные массой ие более 50 кг и специальные бумажные мешки, заполняемые с помощью разборных форм, массой не более 200— 250 кг, мешки из полимерных материалов Транспортируют тару с битумом в крытых вагонах, полувагонах и платформах навалом. Транспортирование битумов без упаковки запрещено |
В крытых складских помещениях, под навесом на открытой спланированной площадке на стеллажах, поддонах. Тару устанавливают пробками вверх и защищают от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков |
Битумы нефтяные дорожные вязкие и вязкие улучшенные, битум кровельной марки БНК-2 (полутвердые битумы) |
1. В бункерных полувагонах и автоцистернах, оборудованных средствами подогрева 2. В бочках стальных с широкой горловиной, бочках со съемным верхним днищем, в бочках деревянных С 1 ноября по 1 марта битумы марок БН-3 и БН-ЗУ допускается затаривать в бумажные битуминирован - ные мешки и специальные бумажные мешки, заполняемые с помощью разборных форм. Бочки (пробко® вверх) и мешки (верхней частью вверх) транспортируют в крытых вагонах и полувагонах |
Доставленные в бункерных полувагонах н автоцистернах, сливают в специальные хранилища, а затаренные в бочки и мешки хранят так же, как и битумы твердые |
Каменноугольный пек |
Транспортируют навалом в крытых вагонах и полувагонах |
В закрытых помещениях |
Каменноугольная смола и пековый дистиллят |
В железнодоржных цистернах или термоцистериах |
В специальных хранилищах |
При разгрузке полутвердых битумов нз бункерных полувагонов и автоцистерн необходим их подогрев до 80—100 °С. Разогрев ведут обычным паром с давлением 0,8 МПа и температурой 170 °С путем присоединения змеевиков транспортных емкостей к источникам пара. В цистернах разогревают весь объем битума, в бункерах-полувагонах достаточно разогреть только тонкий слой битума у стенок, после чего при опрокидывании бункера битум свободно выпадает из емкости. Бункерные полувагоны считают полностью выгруженными, если остаток битума; замеренный в средней части ковша, составляет не более 3 см.
Битумные и дегтевые материалы каждой марки (твердые н полутвердые) хранят в отдельных резервуарах, наливных хранилищах или таре (бочки, барабаны, мешки и т. д.). При хранении должна быть исключена возможность попадания в емкости атмосферных осадков и пыли.
Хранилище полутвердых битумов должно быть удобным для загрузки и выгрузки, а также для раздельного хранения битума разных марок. Вместимость хранилища должна составлять не менее месячной потребности в битуме.
Из наливного хранилища полутвердые битумы выдают либо в Застывшем состоянии путем выкалывания кусков (допускается при расходе до 1 т в сутки), либо в подогретом до 80—100°С состоянии. Местный разогрев осуществляется специальными змеевиками паро - обогрева или электронагревателями. Отбирают разогретый битум битумным насосом.
Разогрев твердых и полутвердых битумов включает в себя обезвоживание и нагрев до рабочей температуры.
Обезвоживание производят, нагревая битум в специальных би - тумоплавильных котлах и агрегатах при 100—110 °С до полного удаления воды. Перед загрузкой в котел из твердого битума необходимо удалить посторонние примеси вручную или процедить через сито разогретый битум. При обезвоживании для предупреждения пожара и разлива битума следует особое внимание обращать на соблюдение правил техники безопасности.
До рабочей температуры нагрев битума ведут в тех же битумо - плавильных котлах и агрегатах, что и обезвоживание. В зависимости от марки битума рабочую температуру выдаваемого битума устанавливают в следующих пределах, °С:
Битумы БН-ІІ, БН-II-V, БНД-90/130 . . 150—160 » BH-III, БН-III-V, БНД-60/90,
БНД-40/60 .................................................. 160—170
» БН-IV, БНИ-IV, БНИ-ІУ-3 . . . 180—190
» Б-V, БН-VK, БНК-5, БНИ-V. . . 190—200[2]
Запрещается нагревание битумов выше указанных температур, а также многократное или длительное (более 5 ч) нагревание.
Испытание битумных и дегтевых материалов включает в себя отбор проб для проведения испытаний и собственно испытание.
Пробы битумов для испытания отбирают от 2% всех бочек, бидонов или мешков, отбирая от каждого упаковочного места один кусок массой 1 кг. Кусок разбивают на меньшие куски размером не более 25 мм, тщательно перемешивают, разравнивают и последовательным квартованием доводят массу средней пробы до 2—3 кг. Пробу полутвердых (вязких) битумов, которые при разгрузке находятся в жидком состоянии, отбирают как среднюю по глубине специальной металлической трубкой диаметром 40—50 мм и длиной 1 м. Общая масса пробы должна составлять 2—3 кг. Для испытания берут навеску в 1 кг.
При испытаниях битумов в условиях строительных лабораторий, как правило, определяют вязкость (глубину проникания иглы), температуру размягчения, растяжимость и температуру вспышки.
Глубину проникания иглы (ГОСТ 11501—73), оцениваемую числом десятых долей миллиметра (градусов шкалы прибора), определяют глубиной погружения иглы пенетрометра в испытуемый образец битума в течение 5 с. При подготовке образцов для испытания вяжущее расплавляют и наливают в цилиндрический сосуд диаметром 55±1 мм и высотой 35±Г мм так, чтобы поверхность вяжущего была на 5 мм ниже верхнего края сосуда. Сосуд с вяжущим перед испытанием охлаждают в течение 1 ч на воздухе при температуре 20±2 °С и 1 ч в воде при температуре 25±0,5 °С. Во время испытаний сосуд с образцом помещают в кристаллизатор, заполненный водой, имеющий температуру 25±0,5 °С. При 0 °С испытание ведут аналогичным образом, но при подготовке образца к испытанию применяют воду со льдом температурой 0±0,5 °С и на плунжер прибора помещают дополнительный груз массой 100 г.
Глубину проникания вычисляют как среднее арифметическое результатов трех погружений, расхождение между которыми не должно превышать 5% меньшего результата.
Температуру размягчения (ГОСТ 11506—73) оценивают температурой среды, при которой вяжущее, залитое в кольцо заданных размеров, размягчается и под действием веса металлического шарика выдавливается из кольца на определенную глубину. Испытание проводят на приборе для определения температуры размягчения битумов. При подготовке образцов к испытанию вяжущее расплавляют и заливают в латунные кольца прибора, которые в течение 30 мин охлаждают на воздухе при 20±2 °С и затем помещают в отверстия прибора. При температуре размягчения ниже 80 °С подвеску помещают на 15 мин в воду температурой 5±0,5°С и затем проводят испытание. При температуре размягчения выше 80 °С образец перед испытанием 15 мин выдерживают в глицерине при температуре 35± ±0,5 °С.
Испытание состоит в укладке стальных шариков на поверхность образцов и нагреве среды (воды или глицерина) после первых 3 мин со скоростью 5±0,5°С/мин. За температуру размягчения принимают температуру, при которой выдавливаемый шариком битум коснется нижнего кружка прибора. Расхождение между двумя определениями не должны превышать 0,5°.
Растяжимость (ГОСТ 11506—65) оценивают максимальной длиной растяжения образца битума в сантиметрах, определяемой растягиванием трех образцов со скоростью 5 см/мин на приборе дуктилометре. При подготовке образцов для испытания битум расплавляют температуру, при которой выдавливаемый шариком битум кос - дают на воздухе 30 мин при температуре 20±2 °С и 1 ч в воде при температуре 25±0,5°С. При испытании три образца помещают в дуктилометр, наполненный водой температурой 25 °С, и растягивают со скоростью 5 см/мин. При 0°С испытание проводят аналогичным образом, но при подготовке образца и испытании применяют воду со
Льдом температурой 0+0,5 °С, а растяжение проводят со скоростью 0,5 см/мин.
Растяжимость вычисляют как среднее арифметическое трех определений, расхождение между которыми не должно превышать 10% среднего арифметического сравниваемых результатов.
Температуру вспышки (ГОСТ 4333—48) оценивают температурой, при которой газообразные продукты, выделяющиеся из битума при нагреваниии, образуют с воздухом смесь, вспыхивающую на короткое время при поднесении к ней пламени. Определения проводят на стандартном приборе. При подготовке образцов для испытания расплавленный битум наливают в тигель диаметром 64+1 мм и высотой 47±1 мм так, чтобы поверхность вяжущего была на 12 мм ниже края тигля. Затем тигель с битумом нагревают па песчаной бане со скоростью 10 °/мин, а за 40 °С до ожидаемой температуры вспышки — со скоростью 4 °/мин. При такой скорости нагрева при повышении на каждые 2° к поверхности тигля подносят пламя зажигательного приспособления до тех пор, пока на всей поверхности не появится синее пламя. Температура битума, при которой появляется пламя, и является температурой вспышки.
Приборы для испытания дегтевых материалов отбирают в соответствии с ГОСТ 5445—69. При этом общая масса пробы должна составлять для каменноугольного пека не менее 10 кг н для пекового дистиллята — 2 кг.
Каменноугольную смолу испытывают по ГОСТ 4492—69, ГОСТ 2477—65 (определение содержания воды) и ГОСТ 6258—52 (определение условной вязкости). Каменноугольный пек испытывают ана - ,,. логично правилам испытания битумов — по ГОСТ 11506—73 (темпера - тура размягчения), а также по ГОСТ 7846—55 (зольность) и ГОСТ 2477—65 (содержание влаги). Испытание пекового дистиллята проводят по ГОСТ 11126—65 (плотность), ГОСТ 2770—59 (содержание воды и фракционный состав) и ГОСТ 5987—51 (коксовое число).
Техника безопасности при переработке битумов. Переработка битума должна осуществляться с соблюдением правил СН 226-62 и требований, изложенных в СНиП III-A.11-70. Кроме того, следует учитывать следующие дополнительные условия.
К работам с горячими битумами допускают рабочих, обученных безопасным методам работы и прошедших медицинский осмотр в 5 соответствии с «Общими правилами техники безопасности н промышленной санитарии для предприятий промышленности строительных материалов». Рабочие должны быть обеспечены защитными оч - ї ками и резиновыми сапогами.
Варочные котлы должны быть установлены устойчиво, иметь плотно закрывающиеся несгораемые крышки и быть удалены от деревянных строений и складов не менее чем на 50 м. Возле каждого котла должен находиться комплект противопожарных средств: пенные огнетушители, лопаты и сухой песок.
Во избежание воспламенения нельзя нагревать битум выше 220 °С, запрещается выкачивать битум ниже огневой линии обогре - | ва котла, загружать котлы более чем на 3Д их объема (при изготов - ■ лении холодных мастик на 2/з объема), а также сильно обводненными или смешанными со снегом битумами. Для уменьшения пенооб - I разования битум следует тщательно перемешивать, а кроме того применять добавку пеногасителя из синтетического каучука СКТН-1 (МРТУ 38-3-200-65) в количестве 2,5 г на 1 т битума или ПМС-200
(полиметилсилоксановая жидкость) в количестве 2—3 капель на котел.
Температуру в котлах следует измерять термометрами сопротивления с показывающими приборами. Разрешается измерять температуру переносными или стационарными термометрами с длинной ножкой.