ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ СООРУЖЕНИЙ
БИТУМНАЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ
Гидроизоляционные покрытия из горячих битумных мастик и битумов. Горячие битумы приготовляют путем расплавления и обезвоживания битумов марок БН-ІІІ, БН-IV и БН-V или их сплавов и нагрева до рабочей температуры (см. разд. I, гл. I, § 3). При значительных объемах гидроизоляционных раБот и разбросанности строительных объектов горячий битум и мастики готовят централизованно.
Для устройства окрасочной гидроизоляции используют некоторые марки битумных кровельных мастик, выпускаемых заводами для выполнения оклеечной гидроизоляции и мягких кровель: МБК-Г-65, МБК-Г-75, МБК-Г-85, МБК-Г-100. Окрасочные покрытия с повышенной теплоустойчивостью или динамической прочностью выполняют мастиками, составы которых приведены в табл. 83.
Готовые мастики и горячий битум к рабочим местам на расстояние свыше 100 м транспортируют автогудронаторами, в обогреваемых цистернах, в утепленных или обогреваемых емкостях. На расстояние до 100 м горячий битум можно подавать шестеренчатыми битумными насосами по циркуляционному обогреваемому битумопроводу. При небольших объемах работ горячий битум и горячие битумные мастики перевозят в закрытых термосах или конических ведрах объемом 20—25 л.
Подачу горячего битума к рабочим местам в вертикальном направлении целесообразно осуществлять с использованием специальных установок (рис. 48). Обезвоженный и разогретый до 160—170° С битум насосом подают по стояку и разводящей магистрали к месту работ, где имеются раздаточные крапы.
Неизрасходованный битум возвращается по стояку и трубопроводу возврата в цистерну, в которой снова подогревается и вновь
Компонент |
На БН-Ш |
85—90 |
10-15 |
Таблица 83 |
Содержание, % по массе в мастике
Нормальной |
Повышенной теплоустойчивости |
||
На БН-ІІІ |
На БН-IV |
Иа БН-IV |
БН-V |
40—45 |
45-50 |
50—55 |
85—90 |
55—60 |
50-55 |
42—45 |
— |
__ |
_ |
5—8 |
10-15 |
|
|
|
|
Повышенной динамической прочности |
Иа Бн-lV |
Битум Порошкообразный наполнитель (известь, цемент, кукермит И др.) Асбест Резиновая4 крошка |
85—90 |
5-Ю 0-5 |
Поступает в магистраль. Параллельно к битумопроводу подключают промывочный бак с подогретым до 60—70° С соляровым маслом. При перерывах в работе всю систему промывают. Доставленный в автогудронаторах горячий битум также можно перекачивать по
Трубам с помощью насоса.
J Ґ Ґ Рис. 48. Схема установки для подачи мастики на кровлю |
1— корпус цистерны, имеющий термоизоляционный слой; 2— стояк с трехходовым краном; 3— насос; 4 — электродвигатели; 5 — вентилятор; 5—редуктор; 7— манометрический термометр; 8 — мешалка; 9 — воздухопровод; 10—электронагреватели; 11 — трубопровод возврата битума
Горячие битумные мастики и горячий битум наносят форсунками-распылителями (рис. 49), к которым битум подают шестеренчатыми насосами. Для нанесения горячих битумных материалов могут быть использованы передвижные агрегаты; битумораспылигель Д-125А и бескомпрессорный агрегат конструкции В. Кораблева и Л. Куца.
Шланги и трубы при подаче горячих битумов и мастик необходимо обогревать при помощи электронагревателей, или паровой рубашки.
Ручное нанесение горячих битумных мастик выполняют с помощью щетки Тихомирова и ковша-шпателя конструкции Дрелин - га (см. рис. 39).
|
Температура мастики при нанесении должна составлять 160— 180° С. На вертикальные поверхности мастику наносят сверху вниз полосами, перекрывающими предыдущие полосы на 10—15 см. Пе-
|
Рис. 49. Форсунки для нанесения битумных мастик
А — Воздушная: 1 — сопло; 2 — зажимной винт; 3 — труба с ниппелем ДЛЯ Подачи сжатого воздуха; 4 — ручка; 5—всасывающая труба, подающая битум; б — бескомпрессорная; 1 — колпачок; 2 — корпус; 3 — стержень для регулирования подачи; 4—ниппель для шланга-бнтумопровода
Ред нанесением слоев окрасочной гидроизоляции подготовленные под гидроизоляцию поверхности огрунтовывают разжиженным битумом или битумными эмульсиями.
Толщина окрасочного слоя из горячего битума и горячих битумных мастик и расход материалов на 1 м2 окрасочной гидроизо* ляции приведены в табл. 84.
Гидроизоляционные покрытия из разжиженного (растворений' го) битума. Для приготовления разжиженных битумов используют асфальтовые битумы марки БН-ІІІ, БН-IV, БН-V и органические летучие разжижители: бензины авиационные и автомобильные, бензины-растворители для лакокрасочной промышленности (уайт-спирит) и резиновой промышленности («галоша»). При отсутствии этих раз- жижителей и возможности более тщательной и продолжительной суіти покрова можно применять осветительный н тракторный керосин, а также тракторный лигроин.
Рекомендуемые составы разжиженного битума, %:
Для грунтовки бетонных поверхностей:
Битума нефтяного БН-IV или БН-111 . . 30—35 летучего разжижителя 70—65
Для окрасочной гидроизоляции бетонных поверхностей:
Битума нефтяного БН-IV или БН-V. . . 70—65
Летучего разжижителя............................................. 30—35
Разжиженный битум приготовляют на установках, расположенных не ближе 50 м от места производства работ и сгораемых помещений. При больших объемах работ битум целесообразно растворять в специальном смесителе, установленном на автоприцепе, а при малых объемах работ — в металлической таре при ручном перемешивании или с использованием переносных механических мешало Разжиженный битум приготовляют путем предварительного ра плавления и обезвоживания битума, после чего к нему при пост янном перемешивании добавляют растворитель; температура бит ма при этом не должна превышать 70—80^ С— при использование'.
Ф 500
|
500 200 300
Рис. 50. Агрегат для механизированного нанесения битумных Груп товок, разработанный трестом № 20 Министерства строительств1' БССР |
1 — тележка; 2 —ящик для насоса, электродвигателя, шлангов, распылителей; 3 — бак для грунтовочного состава; 4 — фильтр; 5—пробковый край; 6 — кожух иасоса; 7 — электродвигатель
Легко улетучивающегося разжижителя (бензин и др.) и 120° С — при использовании медленно улетучивающегося разжижителя (лигроина, керосина и др.). Категорически запрещается добавлять расплавленный битум в растворитель.
При малых объемах работ разжиженный битум наносят малярными кистями, при больших — при помощи передвижных гудронаторов, битумораспылителей, краскопультов с пистолетами-распылителями, пневмоустановки С-562 или специального агрегата, разработанного трестом № 20 Министерства строительства БССР (рис. 50).
Техническая характеристика агрегата для нанесения грунтовки
TOC o "1-3" h z Вместимость бака, л......................................................... 120
Мощность электродвигателя, кВт.............................................. 1,5
Подача насоса, м3/ч......................................................... 1,5
Масса агрегата, кг...................................................................... 96
Производительность, м2/смену............................................... 2500
Обслуживающий персонал, чел.................................................... 2
Толщина окрасочного слоя из разжиженного битума и расход материалов на 1 м2 гидроизоляции даны в табл. 84.
Гидроизоляционные покрытия из готовых битумных эмульсий и битумных эмульсионных паст. На расстояние до 100 м битумные эмульсии перекачивают по трубам и шлангам пневматическими нагнетателями, а битумные ласты — диафрагмопоршневыми раство - ронасосами или пневматическими растворонагнетателями. На расстояние более 100 м битумные эмульсии и пасты перевозят в автоцистернах или в плотно закрывающихся емкостях.
Наносят битумные эмульсии пневматическими нагнетателями, а для нанесения битумных паст используют оборудование, применяемое для механизированного нанесения холодных асфальтовых мастик.
Толщина окрасочных покрытий из битумных эмульсий и битумных паст и расход материалов на 100 м2 гидроизоляции приведены в табл. 84.
Таблица 84
Расход материалов, кг
СО ч
О"»
S |
S- 2
Материал
Зо
О о н я
|
Горячие битумы Горячие битумные масти-
ІИ
Разжиженные битумы Битумные эмульсии Битумные пасты.