Древесина — как топливо
Древесное топливо - одно из широко доступных видов топлива в СНГ. Сегодня, в большинстве регионов СНГ древесное топливо буквально валяется под ногами - если захотеть, я например могу сейчас сесть в свою машину и поехать в ближайший лес и набрать 100-200кг древесины абсолютно бесплатно! Ну не совсем бесплатно - затраты на труд и дорогу - пару "человеко-часов" труда, 30грн на бензин :)
И что в итоге - пусть 200кг низкосортного топлива, с которого можно получить в среднем 2кВт/кг тепла - 400кВт тепла за 30грн!
1 литр бензина или ДТ или куб газа приблизительно дают около 10кВт тепла (ДТ и бензин немного больше)
400кВт тепла с дизтоплива или бензина сегодня стоят тогда 400грн!!! По газу чуть легче - от 80грн, смотря какой газ и по какому лимиту(в Украине для населения в лимите газ дешевле, после превышения лимита - дороже)
По любому древесина - самый дешевый вид топлива и самый доступный! Одно но - удобство работы с топливом - этот показатель в современном мире не организован в мелких масштабах (в крупных, на ТЭЦ, на больших котельных его можно организовать и конкурировать с газом - но, к сожалению(или к счастью :)), в домашних условиях газ по автоматизации процессов выигрывает). Хотя, как и было раньше - буржуйки, печи на дровах, котлы на древесине сегодня так же в моде и выигрывают в дешевизне организации оборудования для отопления.
Но, факт современной цивилизации - показатель прогресса и благополучия - автоматическое газовое отопление! Перспектива газа не бесконечна, поэтому факт газового прогресса временный - тут не знаешь уже что выиграет, человеческая лень и прогресс загоняет наш организм в тупик слабости. Взамен прогрессивных уменьшений физических нагрузок занятия фитнесом, бегом, без созидательными физическими нагрузками - а если вместо этого колка и сбор древесины? Почему бы нет? Или гранулирование древесных отходов с последующей автоматизацией сгорания в пиролизных котлах - тоже выход :)
Рашид
6.12.11г.
П.С.:
5 лет назад цифры по сравнению древесного топлива(с форума):
1 кВт*ч = 1000 Вт*3600 с = 3 600 000 Дж = 3,6 МДж
1 МДж = 1/3,6 кВт*ч = 0,278 кВт*ч
Электроэнергия
КПД электронагревателя можно принять за 100%, так как все потери преобразуются в тепло и остаются в помещении.
То есть 1 кВт*ч потребленной электроэнергии дает 3,6 МДж тепла
и стоит 25 укр.коп. = $0,0495
Газ
Удельная теплота сгорания (низшая) газа G20 (природный газ) — 34,02 МДж/куб.м
Т.е. 1 куб.м G20 при сгорании выделит 34,02 МДж или 9,45 кВт*ч энергии
КПД хорошего газового котла (не конденсационного) составляет примерно 90%. Т.е. потребляем 1 куб. м, платим 40,7 укр. коп., получаем 9,45*0,9=8,5 кВт*ч или 30,6 МДж.
3,6 МДж (1 кВт*ч) тепла, полученного от сжигания природного газа, стоит 3,6*40,7/30,6 = 4,79 укр.коп. = $0,0095
Дизельное топливо
Удельная теплота сгорания дизельного топлива — 42 МДж/кг; или, с учетом плотности, 33,6 МДж/литр
Т.е. 1 л дизельного топлива выделит 9,33 кВт*ч энергии (стоит 3,6 грн.)
Условно КПД котла на дизельном топливе — 85%.
3,6 МДж (1 кВт*ч) тепла, полученного от сжигания дизельного топлива, стоит 3,6*3,6/0,85/33,6 = 0,454 грн. = $0,09
Дрова
Удельная теплота сгорания сухих дров — 10 МДж/кг
Т.е. 1 кг дров выделит 2,78 кВт*ч энергии. Стоит примерно 10 укр. коп. = $0.02.
Условно КПД котла на дровах — 70%.
3,6 МДж (1 кВт*ч) тепла, полученного от сжигания дров, стоит 3,6*10/0,7/10 = 5,14 укр. коп. = $0,01
Итак, на $1 в Украине сегодня можно купить/произвести:
Тепловой энергии от сжигания газа — 105 кВт*ч
Тепловой энергии от сжигания дров — 100 кВт*ч
Тепла от потребления электроэнергии — 20 кВт*ч
Тепловой энергии от сжигания дизтоплива — 11 кВт*ч
40 лет назад о перспективах древесного топлива писали следующее:
Древесина — самый древний вид топлива. Однако по мере развития производительных сил общества значимость ее как топлива уменьшилась. Снижение удельного веса древесного топлива в топливном балансе страны обусловлено объективными причинами. Главнейшей из них являются колоссальные потребности социалистического народного хозяйства в топливе, которые существенно превышают возможности воспроизводства древесного топлива в лесиых массивах страны.
Затраты труда на заготовку и вывозку древесины выше затрат труда иа добычу ископаемых видов топлива, а транспортабельность древесного топлива существенно ниже транспортабельности каменных углей и жидкого топлива. Это способствовало снижению значимости использования древесного топлива в народном хозяйстве страны.
В связи с незначительным удельным весом древесины в энергетическом балансе промышленно развитых стран казалось, что интерес к энергетическому использованию древесного топлива утрачен навсегда. Однако энергетический кризис, развившийся в 1973. ..1975 гг., заставил изменить точку зрения на перспективы энергетического использования древесины. Прежде всего древесина — это единственный внд топлива, естественно возобновляющийся в больших объемах, в то время как запасы горючих ископаемых ограничены. Затраты общественного труда на добычу ископаемых видов топлива с течением времени увеличиваются, в то время как трудоемкость заготовки и вывозки древесины уменьшается.
Немаловажное значение имеет и экологический аспект проблемы — древесное топливо практически не содержит серы и имеет высокую реакционную способность, поэтому в дымовых газах при сжигании древесины не содержится сернистого и серного газа, а содержание окиси углерода при рационально сконструированных топочных устройствах минимально. Неудивительно, что в настоящее время как в СССР, так и за рубежом интерес к вопросам энергетического использования древесной биомассы возрастает. Производственников-лесозаготовителей прежде всего интересуют вопросы использования на топливо древесных отходов, не находящих по той или другой причине технологического применения. Они являются вторичными топливными энергетическими ресурсами — источником реальной экономии горючих ископаемых.
Энергетическое использование древесных отходов, непригодных для технологического применения, способствует выполнению задачи, по улучшению использования лесосырьевых ресурсов. Использование древесных отходов на топливо есть завершающая фаза лесозаготовительного производства, придающая ему безотходный характер и направленная на повышение эффективности мер по охране природы.
Вовлечение в топливный баланс лесопромышленных предприятий древесных отходов — эффективное мероприятие по сбережению для будущих поколений горючих ископаемых, запасы которых в природе уменьшаются все возрастающими темпами.
Цель настоящей работы — информировать читателей о проблеме энергетического использования древесных отходов в лесиой и деревообрабатывающей промышленности.