ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕГУЛИРУЕМЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ И ИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
В настоящее время основным типом регулируемого электропривода, энергосберегающим возможностям которого и будет уделено основное внимание в этой главе, является частотно-регулируемый асинхронный электропривод—система «полупроводниковый преобразователь частоты—асинхронный двигатель» (ППЧ— АД). Однако наряду с этим электроприводом в некоторых случаях для решения отдельных производственных задач и энергосбережения находит применение система «тиристорный преобразователь напряжения—асинхронный двигатель» (ТПН—АД), обеспечивающая регулирование напряжения первой гармоники напряжения, подводимого к статору.
В эксплуатации также находятся электроприводы на основе асинхронных двигателей с фазовым ротором, регулируемые за счет изменения добавочных сопротивлений в роторных цепях, так называемые системы реостатного регулирования — «устройство реостатного регулирования — асинхронный двигатель с фазовым ротором» (УРР—АДФР). Особенно много таких электроприводов входит в состав подъемно-транспортных механизмов.
Для количественной оценки выигрыша в энергопотреблении при замене, например, электропривода с фазным ротором системой ППЧ—АД необходимо располагать энергетическими показателями всех систем регулируемых асинхронных электроприводов: УРР—АДФР, ТПН—АД, ППЧ—АД.
Для оценки энергетической эффективности работы различных типов регулируемых асинхронных электроприводов целесообразно ввести и проанализировать обобщенные энергетические показатели для установившихся и переходных режимов электропривода.
Для статических режимов в качестве основных энергетических показателей могут быть использованы коэффициент полезного действия г|, являющийся мерой экономичности преобразования электрической энергии в механическую, и коэффициент мощности км, который является мерой экономичности потребления электроэнергии из сети и используется вместо понятия coscp в
цепях с несинусоидальными токами, что характерно для электроприводов, управляемых от вентильных преобразователей. При анализе процессов по основной гармонике (гладкой составляющей) без учета высших гармоник можно, как и в традиционном рассмотрении, использовать понятие cos (р.
Рассмотрим общие выражения для определения ті и км, которые будут конкретизированы при анализе различных типов электроприводов.
Используя методы определения активной Р, реактивной Q и полной S мощностей в трехфазных цепях переменного тока при управлении от вентильных преобразователей [37], получим выражения для отыскания ц и км при синусоидальном напряжении питающей сети. Выражение для кы выглядит следующим образом:
(2.1) |
Р
S yjP2 + Q2 + Т2 +Н2 ’
где Р и S — активная и полная мощности, потребляемые от сети переменного тока трехфазной нагрузкой; Q — реактивная мощность, или мощность сдвига трехфазной нагрузки, обусловленная сдвигом по фазе основной гармоники тока нагрузки относительно синусоидального напряжения питающей сети; Т — мощность искажения, обусловленная наличием в составе несинусоидального периодического тока, кроме основной, высших гармоник; Н— мощность несимметрии, учитывающая дополнительные потери энергии, связанные с неравномерной загрузкой фаз трехфазной нагрузки. Большинство применяемых для управления асинхронным двигателем преобразователей обеспечивают симметричную, равномерную загрузку фаз двигателя, поэтому Я = 0.
Значения мощностей 5иРв установившемся режиме записываются в следующем виде [37]:
S = Un4l2A + I2B+I2c; |
Тогда
уіЗМс(о |
(2.3) |
(2.4) |
Р Un (IA COS(p1/4 + IlBi COSфід + /1С1 СОБфіс) |
где Un — номинальное действующее линейное напряжение трехфазной сети; 1А, 1{В, 1с — действующие значения токов фазы соответственно А, В, С статора; 1ыи /151, /]С1 — действующие значения первой гармоники токов фаз А, В, С статора; <ры, ф15, фіС — фазный сдвиг первой гармоники статорного тока фаз А, В, С по отношению к напряжению фазы А, В, С питающей сети; Рмех — механическая мощность на валу асинхронного двигателя, Рмех = = Мссо.
Статорные токи отдельных фаз двигателя, как правило, симметричны. В этом случае ІІА = ІЇВ= /1С= фм = ф, д = ф, с = ф,; 1Ш = = /151 = /1С1 = /1Ь где /, — действующий ток фазы статора; 1п — действующий ток первой гармоники фазы статора. Тогда
(2.5) (2.6) |
км = їу - СОБф! = ки СОБфь 1
Мг со
Л =
СОБф!
где кп=^у- — коэффициент искажения.
1
Для оценки нагрева обмоток двигателя высшими гармониками и определения возрастания потерь при полигармонических токах по сравнению с синусоидальными введем коэффициенты перегрузки по токам статора кп[ и ротора кп2. При симметричных режимах значения кп для отдельных фаз статора и ротора одинаковы:
*пі=/і//.і; (2 7)
Kl-hlhx,
где /2 — действующий ток фазы ротора; /21 — действующее значение первой (основной) гармоники тока ротора.
В качестве показателя экономичности работы электропривода в переходных режимах используем значение энергии потерь за время переходного процесса ДЖПП. Очевидно, в общем случае
Д W„,n = "/ Д Pmdt, (2.8)
О
где ґп п — время переходного процесса; АРт — суммарная мощность потерь в двигателе:
Д^дв = ДЛм + Д^2м + АЛс + + &Рцоп + АРмех? (2.9)
где ДЛм, А^2м — потери в меди соответственно статора, ротора асинхронного двигателя (для асинхронных двигателей с фазовым ротором вместо ДР2м используется величина АР2ms — полные потери в роторной цепи двигателя); АР1с, АР2с ~~ потери в стали соответственно статора, ротора; ДРдоп — дополнительные потери; ДЛіех — механические потери.
В зависимости от типа анализируемого асинхронного электропривода отдельные составляющие потерь в формуле (2.9) могут быть незначительными в общем балансе потерь (ДРдв) и их можно не учитывать при определении ДЖП П. В ряде случаев потери в полупроводниковом преобразователе ДРпр, от которого питается асинхронный двигатель, могут оказаться существенными и потребуется их учет при определении ДЖп. п, т. е.
'п. п |
гп. п |
о |
о |
где АРпр — потери в преобразователе; АРЭП — потери в электроприводе, АРЭП = АРав + ДРпр.
Эти вопросы будут конкретизированы при рассмотрении разных типов электроприводов.
Еще один аспект, требующий рассмотрения, — это особенности математического описания и модели полупроводниковых преобразователей, которые используются для регулирования асинхронного двигателя, и систем управления ими. Точную картину процессов в асинхронном электроприводе (гармонический состав питающих двигатель токов, оценку энергетических показателей, учет влияния полупроводниковых электроприводов на питающую сеть и др.) можно получить, анализируя совместную работу системы «преобразователь — двигатель» с использованием взаимосвязанного математического описания указанных элементов системы. Особенности моделирования и описания различных систем «преобразователь — асинхронный двигатель» с учетом систем управления будут рассмотрены далее.