ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Оптимизация потерь и КПД в системах ТПН — АД при изменении параметров установившегося режима
Электроприводы большинства производственных механизмов имеют завышенную мощность, превышающую в 2 — 3 раза необходимую. Кроме того, электроприводы некоторых механизмов (прессов, кузнечного оборудования, станков, металлургических агрегатов и др.) по технологическим особенностям часть времени работают с недогрузкой.
Рис. 3.1. Естественная (7) и регулировочная (2) характеристики АД |
Указанные особенности позволяют снизить энергопотребление недогруженного АД при работе в зоне номинальной скорости [7, 8, 26, 73], обеспечив его работу за счет ТПН на регулировочной (£/j < UlH0M), а не на естественной (£/j = UlHOM) характеристике (где (U— действующее значение 1-й гармоники напряжения, приложенного к двигателю; UlH0M — действующее значение номинального напряжения сети). Этот режим иллюстрирует рис. 3.1, где показаны естественная (/) и регулировочная (2) характеристики АД при управлении от ТПН;
Мном — номинальный момент двигателя; Мс — момент статической нагрузки; S2 — скольжение на естественной и регулировочной характеристиках при заданном Мс.
Электромагнитные потери в двигателе рассчитываются по формуле
АРэм = ДДм + ДДм + ДДс - (3.1)
Значения АЛм, АР2м и дЛс ПРИ работе на регулировочной характеристике в системе ТПН —АД определяются с помощью формулы (2.10) при подстановке относительного значения статического момента Мс* = Мс/Мном. При работе АД на естественной характеристике [8] выражения для определения составляющих потерь приобретают следующий вид:
ЛЛм = [Л + (1 - у4)Л/с2*]а/>1мном;
Д^2м = м*.ар2 мном; (3-2)
д/>|с = [г + (1-я)мс2.]д/>1с .ном •
Как следует из (3.2), при работе АД на естественной характеристике при изменении S от 0 до S = £ном потери ДРЭМ зависят только от статического момента. При работе на регулировочной характеристике (U< UH0U) АРэм =/(Мс», S), как следует из (2.10), что позволяет определить значение Som, доставляющее минимум функции АРэм =/(Мс*, S). Хотя в выражения для составляющих ДРЭМ (2.10) входят коэффициенты кпХ и кп2, связанные нелинейной зависимостью с £ и Mct, диапазон их изменения для структуры ТПН, состоящей из трех пар тиристоров, включенных встречнопараллельно, незначителен [6], что позволяет при определении 50ПТ принять их постоянными и равными друг другу
Расчеты показывают, что изменение к2 в диапазоне 1... 1,2 не оказывает существенного влияния на значение 50ПГ. Как следует из формулы (3.3), значение SonT не зависит от Мс„, что позволяет задавать АД и поддерживать соответствующую Som скорость при изменяющемся моменте нагрузки.
Очевидно, оптимизация энергопотребления наиболее просто реализуется при наличии в системе датчика скорости и создании с использованием силовой структуры ТПН—АД системы автоматического регулирования скорости. Схема САР скорости системы ТПН—АД показана на рис. 3.2. В этом случае заданная скорость со3 = со0(1 - Som), т. е. электропривод будет работать в процессе регулирования скорости при SonT, значение которого не будет изме
няться, если в системе управления используется двукратно интегрирующая САР скорости.
Рис. 3.2. Схема САР скорости системы ТПН—АД: |
ДС — датчик скорости; СУ — система управления; а — угол открытия вентилей; ш3, со — соответственно заданная, истинная скорости АД |
Для разных типов асинхронных двигателей Som = (0,5... 0,9)5НОМ и определяется в основном коэффициентом А, т. е. значением тока холостого хода, поэтому значения 6^, приближающиеся к SHOM, имеют двигатели краново-металлургических серий, отличающиеся повышенным воздушным зазором и током /0. Двигатель может работать с оптимальным скольжением, если мс* < ^опт/^нсщ - В этом случае несколько снижается скорость по сравнению с работой на естественной характеристике, уменьшаются потери в меди и стали статора и возрастают потери в меди ротора, однако их перераспределение таково, что электромагнитные потери при 50ПХ меньше, чем при Sy.
Различие в потерях АРЭЬЛ тем больше, чем меньше Мс, по сравнению С отношением S0m/SH0M И больше А ~ (/оАном)2, поэтому наибольшее снижение потерь при работе в зоне максимальной скорости может быть обеспечено у двигателей краново-металлурги - ческих серий, имеющих большее значение момента Мс„ при котором может быть достигнуто снижение энергопотребления, и увеличенное значение А по сравнению с двигателями единых серий. Так, при работе в установившемся режиме с Mc, = 0,05 значение АРЭМ для двигателей краново-металлургических серий может быть снижено в 5 —8 раз, а для двигателей единой серии — в 3 —6 раз. Электромагнитный КПД двигателя
т,“=7-7д?-’ (14)
1 мех ~ эм
где Рмех = Мссоу — механическая мощность на валу АД; соу — установившаяся скорость, соответствующая работе со скольжением
с с с
‘-'Ь ‘-'опт? ‘-'ном*
Значение КПД может возрасти соответственно в 2 —3 или 1,5 — 2 раза.
Для подтверждения этих выводов в табл. 3.1. приведены отдельные составляющие потерь, электромагнитные потери и г|эм двигателей разных типов при максимальной установившейся скорости с различными значениями соу и соответствующими этой скорости скольжениями Sy. Помимо рассмотрения случаев, когда Sy = S
Таблица 3.1 Зависимость потерь и КПД АД от установившихся режимов от скольжения
|
и Sy = £опт, определены потери и для случая, когда двигатель работает на регулировочных характеристиках при Sy = SH0M.
Значения потерь АР1м и АР2м, приведенные в табл. 3.1, вычислены для Som и SH0M с учетом коэффициентов кпі и кп2, зависящих при заданной скорости от отношения моментов двигателя на естественной и регулировочной характеристиках [6]. Как видно из табл. 3.1 для двигателей краново-металлургических серий, когда. SoriT ~ £ном, значения потерь и КПД при /5^ и, УН0М довольно близки, что позволяет в ряде случаев осуществлять режимы с минимизацией потерь в машине, задавая и поддерживая в САР скорости со3 = соном
(Sy = ^ном).
Количество сэкономленной электроэнергии в рассматриваемом случае зависит от типа АД, его мощности, времени работы на скорости соу и момента статической нагрузки.
Так, если асинхронный двигатель MTKF012-6, имеющий ом = 2,2 кВт, обеспечивает, работая в повторно-кратковременном режиме, 60 включений в час при работе на установившейся скорости соу в течение ty = 30 с и работает в течение года 8000 ч (Т = = 8000 ч), то при работе на регулировочной характеристике со скольжением S2 = 50ПХ удастся сэкономить за год 280 кВт ч электроэнергии при Мс = 0,5Мном; 880 кВт-ч при Мс = 0,25Мном; 1530 кВт-ч при Мс = 0,05Мном по сравнению с работой АД на естественной характеристике при Sx.
Снижение потерь может быть также обеспечено при работе нерегулируемого привода в продолжительном режиме при управлении механизмами непрерывного действия, например вентиляторами, когда АД выбран со значительным запасом по мощности (коэффициент загрузки не превышает 0,3... 0,4). В этом случае ра
бота при пониженном напряжении {U< t/іном) может быть реализована в течение всего времени работы (8760 ч в год).
Рис. 3.3. Схема асинхронного электропривода с регулированием напряжения статора двигателя в функции угла ф,: СУ — система управления; ДН — датчик напряжения; ДТ — датчик тока; Ф — фильтр; ДУ — датчик угла |
Использование датчика скорости не всегда целесообразно и возможно, так как вызывает дополнительные трудности при создании САР скорости по схеме, показанной на рис. 3.2. Лишена этого недостатка схема асинхронного электропривода с регулированием напряжения статора двигателя в функции угла (рь показанная на рис. 3.3, так как энергоэффективный асинхронный электропривод построен без применения датчика скорости [73]. В ней скольжение (скорость) измеряется косвенно по углу сдвига ср, между первыми гармониками напряжения и тока статора, так как в зоне малых скольжений зависимость между углом фі и скольжением практически линейна.
Выходное напряжение ТПН (см. рис. 3.3) за счет изменения угла открытия вентилей регулируется системой управления (СУ), которая сравнивает заданное значение угла ф1з с фактическим его значением фь измеренным косвенным образом датчиком угла (ДУ). В качестве заданного значения ф,3 задается угол фь соответствующий скольжению SonT. Мгновенные значения напряжения и тока статора измеряются с помощью датчиков тока (ДТ) и напряжения (ДН). Так как на выходе ТПН присутствуют высшие гармоники [6], то за датчиками тока и напряжения устанавливаются фильтры (Ф), выделяющие первые гармоники тока и напряжения.
Отметим, что экономия электроэнергии при применении системы ТПН—АД не столь значительна, чтобы обеспечить быструю окупаемость ТПН, включенного в статорные цепи АД. Использование ТПН в большинстве случаев вызвано технологическими требованиями производственных механизмов (транспортеров, насосов, вентиляторов, лифтов, конвейеров и др.), требующих плавного пуска и ограничения ударных моментов, ускорений и рывков, возникающих при прямом подключении асинхронных двигателей к номинальному напряжению сети (подробнее в подразд. 3.3.3). Поэтому ТПН, используемые по условиям технологии, позволяют одновременно решать задачу снижения энергопотребления практически без дополнительных затрат.