Энциклопедия начинающего предпринимателя
ЗАЧЕМ НУЖНА СТРАХОВКА
Предприятие с небольшим оборотом может и без помощи страхования вставить разбитое стекло или выделить небольшие средства из своего бюджета для компенсации других незначительных убытков. Главная цель для предпринимателя — обеспечить страховую защиту от катастрофических, серьезных по своим последствиям убытков, что позволит малому или среднему предприятию продолжить свою деятельность, остаться на плаву.
Страховать у малых предприятий есть что. Это отдельные здания и офисные помещения, оборудование, инвентарь, товарные запасы. Страхуют, как правило, от пожара, стихийных бедствий, повреждения водопроводных систем, взрывов бытового газа, противоправных действий третьих лиц. Как правило, полис по страхованию имущества предусматривает наличие франшизы — небольшой денежной величины, в любом случае вычитаемой из суммы страхового возмещения. Не является исключением и страхование малого и среднего бизнеса. Клиенту компенсируют только крупные убытки, а, например, расходы по замене поврежденной при взломе двери или выбитых окон клиент будет нести из своего кармана. Величина франшизы — не более тысячи долларов, а годовая стоимость типового полиса для малых предприятий составляет от 0,4-0,5 процента от страховой суммы.
Следует, правда, оговориться, что малый бизнес с точки зрения страхования далеко не однороден. Например, торговые палатки, с которыми, собственно, и ассоциируется у большинства населения малое предпринимательство, у страховщиков не вызывают энтузиазма. Большинство серьезных страховщиков не будет заниматься страхованием такого рода имущества. Степень риска здесь очень велика — слишком уж уязвимы эти сооружения: их без особого труда можно сжечь, изломать и даже угнать. На сегодня в России из 100 тысяч реально работающих малых предприятий застраховано не более 20 процентов. Это немного, особенно если учесть, что многие из них застрахованы в добровольно-принудительном порядке: эта процедура необходима для получения лицензии на некоторые виды деятельности. Потенциальный объем рынка страхования для малого бизнеса еще даже толком не оценен: одни эксперты говорят, не менее 50 млн. долларов в год, другие называют цифру в 10 раз больше. Многие страховые компании даже и не берутся считать эти объемы во всероссийском масштабе. Главное — начать, считают они, а там видно будет. Сейчас, во всяком случае, спрос есть, и упускать момент было бы невыгодно. Вопрос в том, с чего начать — с Москвы или с регионов. «Ингосстрах», например, начал продвижение программы страхования малого бизнеса именно с регионов. В отличие от столицы, там этот продукт более востребован и у страховщиков есть более обширное поле деятельности.
Все больше и больше компаний переключается на страхование малого бизнеса. Главная причина заключается в том, что страхование крупного бизнеса не так уж выгодно, как кажется на первый взгляд. Нередко страховые схемы являются чисто финансовыми операциями, направленными на минимизацию налогов, и не имеют отношения к собственно страхованию рисков. Кроме того, крупных клиентов отечественные страховщики перестраховывают в зарубежных фирмах, а значит, и немалые деньги уходят за рубеж.
Другая причина повышенного внимания к малому и среднему бизнесу заключается в том, что многие ожидают ослабления налогового и бюрократического пресса, который давит сейчас на предпринимателей. Это значит, что все больше и больше людей приобщится к предпринимательству, количество малых и средних предприятий будет расти, следовательно, будет расти и численность работающих в этой сфере.
Кстати, о людях. Тот же «Ингосстрах» разработал программу медицинского страхования тех, кто работает в малом бизнесе. Малочисленные коллективы имеют возможность приобрести медицинскую страховку по цене крупных предприятий.
Но до сих пор представители малого бизнеса страхуются крайне редко — полисы страхования ответственности имеют не более 5% малых предприятий. Страхуют, как правило, фирменную недвижимость, оборудование, отделку офисов (в 4-6% случаев). Руководитель предприятия непременно застрахует свой служебный автомобиль, особенно если у него уже угнали любимый джип. Страхуются те, кто работает с арендованным имуществом и берет кредиты под залог собственности (ни того, ни другого без страховки просто не получишь).