Энциклопедия начинающего предпринимателя
Свободные и несвободные художники
Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать «детали». Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков.
Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном — по сути, самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно осваивает «индивидуальные» заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к «типовым» предложениям (5 вариантов проектов для «панелек»). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел других — узкая специализация. Так, например, «Первый макетный цех» успешно занял особую нишу — производство макетов: в любом масштабе и из любых материалов — картона, пенокартона, пластика, пенопласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по мнению экспертов, большинство компаний движется к комплексности услуг. В этом бизнесе нередко встречаются «смежные» строительно-архитектурные фирмы, когда дизайнерский отдел организуется внутри «застройщика». В строительной компании «Бау-Групп» своего архитектурного отдела нет, как следствие, им приходится общаться с огромным числом смежников. Если клиенту нужен архитектор, фирма помогает ему найти специалистов, а выбор делает он сам.
Обратный сценарий: архитектурное бюро «обрастает» строительно-отделочными подразделениями, которые занимаются поставками эксклюзивного оборудования и материалов. Подобные «слияния» — очевидное требование рынка, оба бизнеса достаточно рентабельны (15-25%), потенциально привлекательны. И еще есть одна причина, уверен Михаил Иванов: есть два мнения: удобнее получать услуги «в одном флаконе», когда заказчик работает с одним и тем же коллективом. Они согласовывают бумаги, сами закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы, и эта услуга более качественна с позиции защитников «комплексности». Клиент получает все в одном окне, ремонтные работы значительно удешевляются (но не всегда). Сам же Иванов полагает, что все иначе: если архитектурная фирма существует сама по себе, самое главное — она выдает проекты не под конкретных строителей, а готовит пакет тендерной документации, с которым может работать любой строитель. Качество архитектурного проекта изначально другое: это более адекватный путь. Второй момент: строителей выбирают, исходя из четких понятий: цена, качество, сроки, рекомендации, архитекторов же находят по пониманию стилистики, здесь играет больше творческий, нематериальный фактор. Если держать архитекторов у себя в штате, то они будут «закрывать» лишь небольшой спектр, и фирма попросту не сможет удовлетворять всех заказчиков. И третья причина, по которой неразумно смешивать два этих ремесла: архитектор — все же представитель заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя «авторский надзор» над строителями. А если строители будут организовывать архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями теряется.
Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна: проектные институты специализируются на городских объектах, малые архитектурные фирмы занимают значительную и относительно стабильную долю рынка частных и офисных интерьеров, большинство имеет в среднем 3-5 сотрудников (2 директора-архитектора, один бухгалтер, проектировщик), реже 10-15 человек, остальные игроки — бесчисленная орда свободных «художников» самого разного профиля и происхождения. В регионах мало-помалу формируется своя лига профессионалов, однако пока три четверти «громких» и бюджетных проектов выполняют столичные мастера. Причина в том, что московский уровень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают ощущать друг друга, и «теснота» положительно сказывается на качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать.