Энциклопедия начинающего предпринимателя
Сколько стоит эксклюзив
Это только кажется, что достаточно придумать что-то нестандартное, и заветный успех — у вас в кармане. Увы, бизнес — всегда бизнес. И без скучных материй, таких как ценообразование или баланс спроса и предложения, не обойтись.
Поскольку речь идет, как правило, о нестандартных заказах, начинающей компании будет не так-то просто сформировать прейскурант как для эксклюзивных акций, так и для корпоративных мероприятий. Впрочем, участники этого рынка не скрывают своих расценок. А значит, есть ориентиры.
Стандартное выступление «звезды» продолжительностью один час стоит сегодня от 10 до 25 тысяч долларов. Однако популярность такого рода времяпрепровождения постепенно падает. Во-первых, вкусы у всех разные, а значит, даже дорогую «звезду», специально привезенную на корпоративную вечеринку, с удовольствием будут слушать далеко не все. А ведь тем временем за 10, а уж тем более за 25 тысяч вместо банального часового выступления под «фанеру» можно организовать целую программу! Да к тому же с интересным сценарием, позволяющим задействовать всех сотрудников.
Праздники сильно подорожали. Раньше для ста человек можно было устроить корпоративную вечеринку за 5 тысяч долларов, а сегодня нижний порог составляет уже 10 тысяч (это цены в Москве). 20 тысяч долларов «набегает» исходя из следующих расчетов: 100 долларов с человека на банкет, 100 — на развлечения. Но это уже полноценный праздник. А под Новый год все услуги дорожают в два-три раза.
Тем не менее, многие крупные (а порой и средние) компании идут на такие траты, поскольку их руководители знают: из дня рождения фирмы можно устроить отличную PR-акцию, привлечь внимание прессы, а также объединить сотрудников, помочь новому отделу влиться в коллектив фирмы и т. д.
Конечно, цена программы сильно зависит от выбранного заказчиком варианта. Так, стоимость программы «Узники замка Иф» у Князева колеблется в пределах 7-15 тысяч долларов за «эконом-класс» и 15-50 тысяч — за «бизнес-класс». Ну, а расценки на услуги VIP-класса начинаются от 50 000.
Итак, хороший праздник в полном смысле слова стоит дорого. Но сколько же получает компания-организатор? Сергей Князев говорит о 15-процентной рентабельности основной части его заказов. Бывает, впрочем, и меньше — около 5%. Но это, как правило, «госзаказ», ведомственные вечеринки, организовывать которые очень престижно. Во-первых, такие мероприятия получают широкий резонанс. Во-вторых, это выход на потенциальную аудиторию — деловую и политическую элиту.
Вообще говоря, фиксированных расценок на нестандартный групповой отдых просто нет — слишком многое зависит здесь от финансовых возможностей участников. Ведь для организации любого мероприятия устроителю приходится искать необычные места, заботиться о безопасности участников, договариваться с властями, милицией, чиновниками. Так, в игре «Ночное скольжение» (цель — добраться по ночной Москве без денег и документов от Таганки до Речного вокзала) игроки формируют банк, сбрасываясь по 500 долларов, а победитель срывает весь куш. Но ведь надо же еще добраться и не угодить в настоящий «обезьянник» или, не дай бог, под кулак бравого милицейского сержанта!
Что касается индивидуальных розыгрышей, то, например, у питерской компании «Подъежики entertainment» (о которой речь пойдет ниже) 499 долларов — это базовая цена на розыгрыш без видеосъемки, 999 долларов — с видеосъемкой и последующим производством видеоролика. Дальнейшее увеличение цены напрямую зависит от масштабов самого проекта (учитывается длительность, затраты на подготовку, включая оплату труда артистов, гримеров, декораторов, охранников, реквизит и т. п.).
Пока что компании, занятые организацией нестандартных развлечений, работают преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Время от времени агентство «Князевъ» устраивает мероприятия и в регионах — например, сценарий вечеринки «Белая гвардия» был приурочен ко дню рождения одного крупного краснодарского чиновника. Но все эксперты пока в один голос утверждают: работать в регионах — крайне сложно.
Что касается штата, то хороший продюсерский центр начинается всегда с одной светлой головы — руководителя, поток идей которого неиссякаем. Сергей Князев начинал один — был и хозяйственником, и сценаристом, и костюмером. Со временем появились специалисты, которые могут исполнить любой заказ: найти какое угодно оборудование, инструменты. В столь нестандартном бизнесе такие люди на вес золота. Каждый менеджер Центра берется за реализацию даже самых сумасшедших идей Князева, хотя порой крутит у виска пальцем, выслушивая концепцию очередной шоу-программы или PR-акции.
У центра «Князевъ», по словам его руководителя, складывается круг клиентов, относящихся к бизнес-элите и тонкой прослойке новейшей аристократии. Эти люди заказывают два типа развлечений: респектабельные светские рауты, балы, ассамблеи или наполненные риском, опасностью и азартом приключения. Это свежее и, пожалуй, самое увлекательное направление деятельности Центра, в котором психологические игры по своей смелости граничат с научными экспериментами, а светские праздники являются первыми ростками дворянской культуры новой эпохи.
Сергей Князев убежден, что грамотно организовать корпоративные праздники ему помогает второе образование — психология, которое он получил в Европе.