Энциклопедия начинающего предпринимателя
СДЕЛКИ ПО КОНСОЛИДАЦИИ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ
Все более привычная практика для крупного, среднего и даже малого бизнеса. Вот только не в каждом случае сторонам удается довести сделку до конца и получить ожидаемую отдачу.
Что лучше сделать — приобрести на взаимовыгодных условиях компанию, работающую в перспективном направлении, или попытаться «вырастить» собственное подразделение? Это всегда трудный вопрос, на который нет типового ответа. Приходится сравнивать, сопоставлять варианты развития за счет внутренних ресурсов или при помощи консолидации бизнесов. И тот, и другой путь имеют право на существование. Так что решающим эту проблему собственникам следует ответить самим себе на вопрос о том, чего же им собственно хочется.
Развитие новых (или укрепление имеющихся) направлений бизнеса за счет внутренних ресурсов связано с несколько меньшими рисками и проще, чем в случае консолидации, но при этом требует значительно больших сроков. Подбор сильных, эффективных менеджеров, формирование команды, позиционирование компании... На все это требуется время, время и еще раз время. А ведь время — один из основных ресурсов на конкурентном рынке! Однако выращивание нового подразделения изнутри компании — куда более управляемый способ развития. Вот почему нет смысла всякий раз придерживаться одного пути. Догмы здесь ни к чему, и, например, группа компаний Verysell на разных этапах своего развития предпочитала разные пути. Так, в прошлом году они не осуществляли поглощений и развивались за счет внутренних ресурсов — созданные и консолидированные ранее бизнесы «раскрывали свой потенциал». Но были периоды, когда основным инструментом развития являлась именно консолидация бизнесов.
Тема консолидации — это скорее вопрос о методах ускорения развития и наращивания масштабов производства. Ведь если опираться исключительно на внутренние ресурсы, то далеко не всегда даже самый успешный проект способен дорасти до действительно крупных размеров!
Итак, консолидация, поглощение компаний во многих случаях дает возможность решительного прорыва на критически важных направлениях. Но в то же время сопровождается неизбежными сложностями, проблемами и рисками. Да что говорить, во всем мире процессы поглощения и слияния компаний признаются одними из самых сложных вопросов деловой практики.
Разумеется, все мы должны понимать, что работа на российском рынке привносит в практику консолидации бизнесов дополнительные поправки. В первую очередь речь идет о внешних условиях ведения бизнеса в России, которые не позволяют реализовывать полностью защищенные с юридической точки зрения решения. В ситуации, когда широкое распространение получили всякого рода схемы налоговой оптимизации, с учетом очевидного несовершенства трудового законодательства и коммерческого права, сегодня просто невозможно заключить всеобъемлющий партнерский договор, который мог бы стать фактором стабилизации, основой для развития или (что обязательно нужно учитывать!) — цивилизованного прекращения отношений.
Вот почему слишком многое в случае консолидации бизнесов упирается в человеческие отношения. Кроме того, приходится иметь в виду, что чаще всего успешные предприниматели по складу характера, по всей своей сути, вовсе не должны уметь и любить работать в корпоративных структурах. Иными словами, если вы приобретаете частную компанию и вводите бывшего ее собственника в состав руководства, это еще не значит, что процесс консолидации завершен. Скорее, здесь все только и начинается!
Правда, некоторые особенности российского рынка, как ни странно, порой облегчают объединительные процессы. По крайней мере, у нас всегда легче договориться об установлении партнерских отношений, о самом объединении. Вот только это не значит, что столь же легко будут решаться вопросы разъединения, если альянс не удался. «Развод» — это всегда сложный букет эмоций. Объединение частных компаний в России идет как по маслу до тех пор, пока с обеих сторон не исчезает искренняя заинтересованность в успехе процесса. Но как только заинтересованность исчезает — все становится крайне сложным и неуправляемым.
Многолетний опыт сотрудничества с зарубежными стратегическими инвесторами показывает, что начальный этап, собственно процесс установления отношений, требует массы времени, энергии, сил и денег, львиную долю которых «съедают» юристы. Зато в тех случаях, когда приходится решать вопросы расторжения отношений с зарубежными партнерами по бизнесу, все может пройти довольно легко. Мельчайшие детали продуманы и зафиксированы в бумагах. Формальности, затягивающие на развитых рынках процесс консолидации при «входе», помогают «выйти» заранее оговоренным способом.
Говорить о наличии на российском рынке стандартных услуг юридического сопровождения сделок по консолидации пока еще рано. Но это не повод, чтобы игнорировать роль начального, подготовительного этапа объединения бизнесов. По крайней мере, обязательно стоит постараться провести начальный этап максимально эффективно в надежде (и уверенности!), что это снизит остроту возможных проблем в будущем. В составе группы компаний можно даже создать отдельное подразделение, ведающее этими вопросами, стоит ввести в штат квалифицированных финансовых аналитиков, усилить юридическую службу...
И все же, приступая к сделкам по приобретению бизнесов, нужно с самого начала избавиться от иллюзий. Признаемся: корпоративных по сути слияний и поглощений на российском рынке до сих пор нет. О чем же мы в таком случае говорим? Мы говорим об объединении частных компаний предпринимательского типа. Со всеми вытекающими последствиями — какие бы громкие и красивые слова ни произносились вокруг.
Что является объектом консолидации бизнесов в России? Прежде всего, то, что называется «команда» и принадлежащие ей ноу-хау. Клиенты? Разумеется, клиентская база часто рассматривается в качестве одного из активов. Однако, вопреки распространенному мнению, новые клиенты далеко не всегда оказываются главным стимулом для консолидирующей компании. Ведь клиент — фигура крайне динамичная, так что порой важнее удержать старых клиентов, чем приобрести новых. А вот на то, чтобы создать в полном смысле слова хорошую команду, требуется время.
На массовом рынке, в сфере товаров повседневного спроса часто фактическим объектом поглощения становятся торговые марки. Однако если говорить о сервисной индустрии и в целом о корпоративном сегменте, то довольно часто брэнды играют второстепенную роль в консолидационных сделках: торговые марки приобретенных компаний могут в течение определенного срока сохраняться, но это уже скорее вопросы тактики. Оптимальным подходом может быть и продвижение единого «зонтичного» брэнда: это куда более экономично, чем поддерживать несколько отдельных торговых марок.
Другой важный вопрос, возникающий в процессе консолидации, — это мотивы тех, кто идет по пути продажи своего бизнеса. Здесь нужно учитывать два основных фактора. Во-первых, далеко не во всех компаниях есть средства, ресурсы и желание развивать внутрихозяйственную деятельность (back-office), концентрируя усилия на развитии коммерческой, так сказать, «сбытовой» составляющей бизнеса. Между прочим, это весьма эффективный путь для малых и средних предприятий. Вот только отсутствие развитой корпоративной инфраструктуры ставит предел развития, за который бизнесу никогда не выйти.
Причина, толкающая собственников средней компании на поиск стратегического инвестора, — ее ограниченные финансовые возможности. Кредитные линии поставщиков, устойчивые, равноправные отношения с банками, в том числе иностранными — все это в России может позволить себе только крупная компания. При этом, как и в случае с консолидирующими компаниями, фирмы, готовые войти в состав более крупного предприятия, всегда имеют альтернативные пути развития.
Тогда зачем терять самостоятельность и «продаваться»? Да по тем же самым причинам! Весь вопрос в ускорении развития бизнеса и в экономической оправданности совершаемых шагов. Скажем, создание развитой инфраструктуры (back-office) всегда требует существенных затрат, а значит, должно соответствовать масштабам бизнеса: для компании численностью 50 человек подобные издержки трудно считать оправданными — полноценная структура управления для них слишком «тяжела». А ведь ее нужно еще и постоянно совершенствовать! Скажем, издержки отдельной группы компаний на решение общих вопросов управления могут составлять менее десяти процентов валового дохода. Но если любая другая компания с заметно меньшим бизнесом попытается реализовать те же функции (пусть даже и очень экономно!), эти издержки увеличатся как минимум в два раза.
Иногда приходится слышать утверждения, что российские собственники особенно крепко держатся за свою «самостоятельность», что в психологическом смысле им труднее, чем предпринимателям из других стран, решиться на продажу своего бизнеса. Думаю, никаких отличий в России с этой точки зрения нет. Во всех странах владельцы компаний проходят через тяжелые раздумья, прежде чем расстаться с положением хозяина. А вот в чем российская особенность очевидна, так это в почти полном отсутствии у нас корпоративного бизнеса. Сегодня он только-только формируется, а позитивного опыта перехода бизнеса частного в корпоративный пока слишком мало.
Фондовый рынок, публичные компании — это будни бизнеса на Западе. Капитал там ликвиден — акции компаний можно продать или, напротив, купить. Можно отойти от дел на несколько лет, а затем — вернуться в бизнес. У нас же бизнесы в основном отбирают или «делят». Что нормально для нынешнего этапа развития экономики, но ненормально с точки зрения рынка цивилизованного.
Ну и, наконец, последний (по порядку, но не по значимости) вопрос — оценка стоимости консолидируемых бизнесов. Эта задача может решаться очень легко, а может. не решиться совсем — все зависит от устройства приобретаемого бизнеса, от степени его прозрачности. Скажем, консалтинговый бизнес относительно прост и прозрачен.
Но если бизнес построен по сложным «схемам», основан на всякого рода «договоренностях», полагаться приходится исключительно на интуицию и здравый смысл. Что, кстати, нередко срабатывает.
Разумеется, в начальной фазе переговоров о продаже бизнеса любой собственник, как правило, существенно завышает стоимость компании. Крайне редко бывает так, чтобы оценка собственников совпала с оценками финансовых консультантов хотя бы приблизительно. Так что процесс выведения устраивающих обе стороны цифр занимает, как правило, длительное время.
Опять «интуиция» и «здравый смысл»? Снова неформализуемые показатели? Не совсем так. Реальная оценка стоимости бизнеса возникает именно в процессе реальных попыток его продажи! После нескольких попыток собственник куда более трезво начинает оценивать рыночную стоимость принадлежащей ему компании. Хотя опыт показывает, что в отсутствие полноценной финансовой отчетности, структурированности бизнеса и других объективных показателей решать эти вопросы очень трудно. Как и в отсутствие опытных финансовых консультантов, которых в России до сих пор крайне мало.
Риски? Разумеется, они есть и распределяются между обеими сторонами сделки. Причем самое неприятное, когда развитие начинает идти вразрез с предполагаемым сценарием. Опасности можно избежать путем более тщательной подготовки, рассматривая несколько сценариев. И, конечно же (пусть даже это и неприятно!), обязательно следует рассматривать сценарий негативный.
Нередко неудачей заканчиваются сделки по консолидации, участники которых ошибочно полагают, будто объединение — процесс разовый. «Мы обо всем договорились, и больше возвращаться к этому не стоит». Увы, без постоянной и регулярной ревизии начальных договоренностей процесс рано или поздно зайдет в тупик.
Можно давать много советов компаниям, только-только вступающим на путь консолидации. И все же универсальным рецептом, панацеей от всех бед не владеет никто. Так что ко всем возможным проблемам, связанным с продажей или приобретением бизнеса, лучше относиться как к «встроенному риску». На бумагу всего не положишь, на словах обо всем не договоришься. Но все это — неизбежные побочные факторы консолидации и укрупнения бизнесов.