Энциклопедия начинающего предпринимателя
С нуля
На первых порах, пока у вас нет громкого имени, значительных финансовых средств и обширной клиентской базы, проще и разумнее заключать агентские договоры, где вместо слова «агент» записано: «брокер». Для большинства клиентов «брокер» звучит куда солиднее, чем привычное еще по советским временам «агент» (первая ассоциация здесь до сих пор у многих связана с образом Юрия Деточкина из легендарной советской киноленты «Берегись автомобиля», а тут уж не до солидного имиджа).
При этом нужно понимать, что на первых порах, то есть в течение года-двух, главными вашими задачами на этом рынке станут забота о собственных доходах и их объеме, попытки «закрепиться» и формирование базы постоянных, лояльных клиентов, для которых именно вы будете ассоциироваться с надежным источником информации о страховых услугах и станете надежным представителем их интересов. Ну, а параллельно будет накапливаться опыт урегулирования спорных вопросов между страховой компанией и вашими клиентами.
Так с чего же, собственно, начать? Все очень просто: с заключения брокерских или агентских договоров как минимум с двумя страховыми компаниями. Однако само по себе наличие договоров еще не является гарантией доходов.
По словам Марии Бойко, директора по корпоративному страхованию компании «АФМ Страховые консультанты и брокеры», в первую очередь необходимо изучить страховой рынок, страховые продукты и обязательно посоветоваться с другими брокерами. Узнать, с какими компаниями и почему работают они. Желательно, чтобы в активе брокера были страховые компании с действительно громким именем, но при этом — с разными расценками и условиями.
Например, некоторые владельцы дорогих и, как следствие, часто угоняемых иномарок готовы серьезно раскошелиться, чтобы уменьшить неудобства, связанные с местом ночной стоянки своего авто или выбором модели охранной сигнализации. Другие же, наоборот, будут выбирать компанию, которая предложит минимальные тарифы. А раз так, нужно иметь в запасе варианты и для тех, и для других.
Специалисты этого рынка считают, что оптимальным для независимого брокера является портфель договоров с семью-двенадцатью страховыми компаниями. Из них две-три обязательно должны быть ведущими компаниями с раскрученными именами и, соответственно, высокими тарифами. Одна-две компании могут быть малоизвестны, зато они обеспечат вам варианты для клиентов, которых интересуют прежде всего минимальные ставки. Ну, а остальные пусть будут «середнячками». Названия таких компаний у всех на слуху (это облегчит реализацию полисов), но при этом цены у них не «кусаются». Впрочем, не следует и жадничать: если спектр ваших предложений будет чрезвычайно широк, это только затруднит выбор для клиента, он будет долго сопоставлять различные варианты и, возможно, устав от обилия информации, вообще откажется страховаться. Бывает и такое.
Но вернемся к главному. А главное для нас в данном случае — собственный заработок! Следовательно, всегда нужно обращать максимум внимания на фиксируемый в договоре со страховой компанией размер комиссии, которую брокер будет получать с каждого выписанного страхового полиса.
В разных страховых компаниях и правила действуют разные. Обычно размер комиссии изменяется в зависимости от вида страхового продукта и количества выписанных полисов. В некоторых случаях с брокером сразу оговаривается прогрессивная шкала комиссии (которая выплачивается по итогам работы за месяц) или же фиксированная ставка, пересмотреть которую можно лишь в случае существенного перевыполнения плана по количеству застрахованных лиц. Но, даже начиная бизнес с нуля, можно рассчитывать на то, что размер комиссии, например, по добровольному автострахованию, окажется на уровне 15-20%.
Вера Макарова, руководитель центра развития «Национальной страховой группы», отмечает, что страховые компании обычно положительно относятся к сотрудничеству с брокерами, поскольку для них это весьма действенный механизм по привлечению новых клиентов и активизации сбыта страховых продуктов. К тому же, если только брокер — не новичок, за ним уже стоит некоторый круг постоянных клиентов. А значит, и страховая компания, заключая договор с брокером, в одночасье расширяет свою потенциальную клиентуру.
Мы упомянули, что брокер во всех спорных вопросах, как правило, находится на стороне клиента. И это действительно так, поскольку именно подобная бизнес-модель обеспечит его клиентами. И все же не стоит перегибать палку и превращать заботу о клиентах в культ. Да, в целом ряде случаев страховая компания готова уступить. Но все же, если брокер постоянно «приводит» исключительно убыточных клиентов, то сотрудничество с ним станет для страховой компанией неинтересным и, скорее всего, будет прекращено под любым благовидным предлогом.
Не надо думать, что договоры со страховыми компаниями — единственные документы, которые понадобятся вам для того, чтобы создать собственный брокерский бизнес. Брокер должен быть зарегистрирован в Росстрахнадзоре, для чего необходимо представить копии устава и свидетельства о регистрации юридического лица, резюме на руководителя, справку об открытии счета в банке и наличии средств на счете. Все документы надзирающий орган обязан рассмотреть в течение 30 дней (по состоянию на 1 июля 2003 года в Росстрахнадзоре было зарегистрировано 1096 брокеров). Как только регистрация получена, вы — новоиспеченный брокер! Поздравьте себя с началом и — приступайте! На первое время страховые компании выдадут вам с десяток страховых полисов, а уж дальнейшее развитие отношений будет зависеть только от вас!
Вот тут-то и начинается самое интересное. А именно — попытки заработать на новом поприще.