Энциклопедия начинающего предпринимателя
Объединение усилий
Не так давно попытку объединить усилия для развития рынка предприняли малые гостиницы Санкт-Петербурга. Завершилась практическая часть российско-французского проекта по созданию партнерской сети малых гостиниц, инициаторами которого выступили Комитет по внешним связям, а также Комитет по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга.
Финансировался проект Комиссией Европейского Союза в рамках программы TACIS-BISTRO и был реализован совместно французской консультативной компанией PSCI (Www. psci. fr) и санкт-петербургским Фондом развития бизнеса (Www. fbd. spb. ru) при участии СПГУ и Петровского колледжа.
За шесть месяцев действия программы для сорока менеджеров среднего и высшего звена малых гостиниц Санкт-Петербурга (с количеством номеров от 6 до 100) был проведен курс семинаров по эффективной организации и администрированию малых гостиниц, а наиболее активные участники могли ознакомиться с работой партнерской сети независимых малых отелей «Best Western» в Тулузе. Кстати, в проекте принимали участие и представители хостелов — молодежных гостиниц (материалы об этом направлении бизнеса опубликованы в «Бизнес-журнале» № 22 (35) за 2003 г.), однако в состав ассоциации не вошли, ограничившись лишь «научно-практическим» присутствием.
Некоммерческое партнерство «Ассоциация малых гостиниц Санкт - Петербурга» было зарегистрировано в начале июня 2003 г., а в декабре уже были подведены первые итоги. По словам президента ассоциации Маргариты Никифоровой, идея объединения малых гостиниц на условиях партнерства буквально витала в воздухе на протяжении многих лет. Теперь же участники рынка малого гостиничного бизнеса могут делиться друг с другом опытом, перенимать и эффективно применять удачные находки, совместными усилиями выявлять ошибки и недостатки.
Одна из главных проблем малых гостиниц — обеспечение постоянного потока клиентов. Основным способом заявить о себе являются Интернет и специальные информационные справочники. Однако начальник отдела развития инфраструктуры размещения и услуг Комитета по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга Елена Хиндикайне уверена, что применение новых форм работы с клиентами и партнерами в рамках ассоциации малых гостиниц уже позволило добиться увеличения коэффициента наполняемости до уровня 75% (очень хороший показатель) даже в традиционно «не туристический» осенний сезон.
Для работы горничной высокая квалификация не нужна, а вот управлению отелем нужно учиться. Сейчас в большинстве даже профильных вузов и факультетов учебные курсы зачастую оторваны от практики и читаются непрофессионально. Не хватает качественных учебных пособий и практических знаний по «малому гостеприимству».
Вот почему в долгосрочной перспективе у Ассоциации есть планы по разработке на базе материалов вышеупомянутых семинаров собственных учебных курсов и даже создание учебного центра по подготовке и повышению квалификации персонала гостиниц. В проекте планируют задействовать лучших специалистов и консультантов — в том числе и иностранных.
Желающих работать в гостиничном бизнесе очень много, но обладающих необходимыми базовыми знаниями и, что немаловажно, соответствующими личными качествами — единицы. А работа в гостинице — это действительно целая наука. Скажем, администратору приходится зачастую совмещать в себе и роль друга, который может подсказать, куда сходить, что купить, на что посмотреть и, наконец, на каком автобусе добраться до нужного места, и роль психолога, который может выслушать и утешить взгрустнувшего в чужом городе постояльца.