Энциклопедия начинающего предпринимателя
Нелегкая это работа
Начиналось все очень хорошо в 2000 году. Инвестором предприятия выступила компания Financial Bridge, и открылось предприятие в Северном округе Москвы, потому что в этом районе мало крупных предприятий по переработке сырья. Открылись в надежде на то, что жилой комплекс повернется к нам лицом и станет основным источником бумаги. Однако сложилось все иначе.
Компании «Эко бридж» действительно удалось быстро стартовать. В октябре зарегистрировались, в ноябре — начали работать. Сначала получили лицензию и возможность работать, а затем уже собирали потихоньку дополнительные документы и необходимые для работы справки. Начинали с 60 тонн макулатуры, а сейчас вышли на 3 тысячи тонн в месяц.
Сегодня получить лицензию уже сложнее. Для того чтобы работать на рынке вторичного сырья, переработки или сбора отходов, необходимо оформить десятки разрешительных документов. Так, без образования юридического лица вы не получите транспортную лицензию. А значит, не будет своего автопарка. Добавим сюда еще и отраслевой документ. За две тысячи долларов лицензию на сбор и переработку отходов получить легко. Но это неофициально. А вот оформление лицензии по всем правилам обойдется уже в 4000 долларов.
По признанию генерального директора «Эко бридж», работать в этой нише непросто. Во-первых, бумажные комбинаты не платят вовремя. Задолженности тянутся на несколько месяцев. Во-вторых, правила игры постоянно усложняются. Скажем, недавно «Москомпри - роды» признал макулатуру «пожароопасной», хотя в законе ничего об этом не говорится.
На рынке макулатуры конкуренция невероятно остра. Впрочем, пока только в столице, где макулатура стоит все дороже, а игроков на рынке все больше. Тем временем само по себе количество бумаги не меняется, а значит, каждый пытается увести клиентов у другого.
В Москве оперируют и крупные компании, такие как «Ресурсосбережение» и «Русская макулатура», и десятки маленьких фирм. Но главная напасть — «черные» схемы. Предположим, в небольшом магазинчике есть отходы, от которых необходимо избавляться по закону. И отвечает за это некий завхоз. Понятно, что ему проще взять деньги «налом» и положить их в карман (причем продать бумагу по высокой цене), чем проводить все легально через безналичный расчет и по рыночным ценам.
«Черные» фирмочки и предприниматели появляются внезапно, рушат цены, оттягивают клиентуру и... исчезают. А рынку, который и так еле-еле держится, наносится непоправимый ущерб.
Если так пойдет и дальше, то в течение ближайших трех лет на рынке вторичного сырья 80% объема столичной макулатуры будет принадлежать четырем-пяти лидирующим компаниям, которые всерьез занимаются проблемами сбора и сортировки бумаги.
Рентабельность бизнеса по сбору и переработке макулатуры эксперты оценивают сегодня на уровне 10%. Цены на сырье растут. Но только не у конечных приемщиков — заводов-изготовителей. Три года назад компании-сборщики закупали макулатуру по 500 рублей за тонну и продавали по 2000. Сегодня же это соотношение находится на уровне 1500 к 2100 рублей за тонну. «Вилка» цен стала куда меньше. Затраты же, напротив, растут. На электричество, бензин, воду... А заводы, приобретающие вторсырье, предлагают за него все ту же цену.
Как ни обидно, но, только-только «поднявшись», этот рынок в Москве уже переживает некоторый спад. По крайней мере, за три года существования компании «Эко бридж» инвестиции в нее еще не окупились.
И все же макулатура, несмотря ни на что, остается ценным ресурсом, даже при относительно невысокой рентабельности. Макулатура — основной продукт для производства вторичных товаров (картона, туалетной бумаги), тем более что из 1200 килограммов макулатуры получается тонна бумаги.
Сам по себе сбор макулатуры в развитых странах происходит очень просто. Коммерческий сектор (чаще всего розница), сектор промышленный и жилой — вот три основных поставщика. Промышленники и коммерсанты должны вывозить свой мусор самостоятельно, и они вполне справляются с этим, продавая или просто отдавая его сборщикам.
С жилым сектором сложнее — тут нужно охватить каждую «ячейку общества». Для этого в европейских странах обычно выдаются пакеты определенного цвета, куда складывают накопившуюся бумагу. Другой вариант — контейнер во дворе. Так сборщики получают более или менее кондиционный, не подпорченный, а главное — отсортированный товар. Теперь его надо только спрессовать и отправить на переработку. Дальше — по цепочке.
По оценкам сотрудников ГУП «Промотходы», в Москве 3,5 миллиона тонн отходов производит промышленность, 1,5 миллиона тонн — коммерческие структуры и 2,5 миллиона тонн отходов — население. Жилой сектор — лакомый кусочек, однако «достать» его почти невозможно, так как 70-80% полезных фракций отходов можно «снять» только на первой стадии — у контейнера или до него. А вот селекционная система в России делает всего лишь первые шаги. И все же предприниматели не вешают носа и ищут новые способы достать ценную бумагу.
Если уж государство не дотирует этот бизнес, то, может быть, нужно просто хорошенько вложиться в него, как следует все просчитать и построить сеть своих приемных пунктов? Сеть приемных пунктов планировала открыть частная компания «Юви» в Санкт-Петербурге, а в Москве этим плотно занималась компания «Вторсырьепереработка». Первой удалось создать больше десятка пунктов. Второй — только один. Причина одна: низкая рентабельность. В компании «Промот - ходы» отмечают, что стоит открыть приемный пункт (а инвестиции в одну точку составляют порядка 10 тысяч долларов), как тут же к вам идут «ходоки» — пожарные, СЭС и все прочие. Приемный пункт для них дойная корова.
Очевидным казался еще один выход из ситуации — предложить сотрудничество ДЭЗам, приобретать макулатуру у них, за деньги, пока она еще не успела испортиться в мусорных баках. Каждое РЭУ в Москве может выдать до 7 тонн макулатуры в месяц. То есть около 50 тонн с одного района, 350 тонн — с каждого округа. А ведь это значит, что ежемесячно в каждом округе станет еще и на 350 тонн мусора меньше! Но. это никому не интересно. В РЭУ говорят: для приемного или сортировочного пункта у нас нет территории. А обосноваться в подвалах пожарные не дают. В общем, все как обычно. Низы не хотят работать по-старому, верхи — не могут по-новому.
Вот почему до сих пор никто из предприятий, всерьез работающих на этом рынке, в жилой сектор не идет. Все это очень хлопотно, сложно и практически неподъемно. Так что пока в ДЭЗах будут сидеть прежние чиновники, с места ситуация не сдвинется.
Сегодня мало кто готов рискнуть рекомендовать это направление бизнеса начинающим.