Энциклопедия начинающего предпринимателя
НАДО ЧТО-ТО МЕНЯТЬ
Одними из первых забили тревогу в связи с тем, как в России обстоят дела с банкротствами, арбитражные судьи. В августе 1999 года Высший арбитражный суд России (ВАС) распространил информационное письмо, в котором попытался ответить на наиболее животрепещущие вопросы правоприменительной практики в области законодательства о банкротстве. В марте 2001 года Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения закона о банкротстве, препятствующие обжалованию определений арбитражного суда, и возбуждение процесса без участия должника. Учитывая этот вердикт, а также обобщив другие недоработки в законодательстве, руководство ВАС подготовило поправки к федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», которые сейчас находятся в процессе согласования между различными ведомствами.
Впрочем, принимаемых мер явно недостаточно. Многие проблемы банкротства упираются в общий кризис судебной системы. Так, федеральный судья Наталья Самохвалова, председатель состава Московского арбитражного суда, указывает на трудности, с которыми приходится постоянно сталкиваться в работе: «Германия перед тем, как принять новое законодательство о банкротстве, установила пятилетний переходный период, чтобы привести в соответствие другие законодательные акты и организационно подготовить суды. У нас же все было сделано в одночасье. Составы суда, занимающиеся процессами о банкротстве, очень перегружены: в день нам приходится рассматривать по 15-16 дел».
Одной из наиболее острых является проблема независимости судей. До подлинной независимости еще далеко. Нередко судьи, получающие мизерную зарплату, не могут устоять перед соблазном. Вот что рассказал один судья в отставке, пожелавший остаться неизвестным: «Вопреки расхожему мнению, коррупция среди судей не так уж и распространена — в ней замешано не более 3% судей. Однако судебные акты, изданные с нарушением закона, наиболее скандальны и более заметны общественности... Причем самые громкие скандалы — в связи с процессами о банкротстве. Цена вопроса зачастую очень высока, так что выводы делайте сами».
Хотя рабочая группа по судебной реформе, возглавляемая заместителем главы администрации президента РФ Дмитрием Козаком, пытается найти меры, принятие которых сделало бы судей действительно независимыми, вряд ли это решит проблему. Федеральный судья Олег Свириденко, член квалификационной коллегии судей, так прокомментировал возможные нововведения: «То, что в состав квалификационной коллегии будут включены представители общественности, безусловно, правильно. Однако нужно ли разрешать привлекать судей к административной ответственности? Представьте, что у судьи не сложились отношения с руководством местных правоохранительных органов. Его задерживают якобы за употребление спиртных напитков в общественных местах один раз, потом другой и направляют материалы в квалификационную коллегию. В следующий раз этот судья десять раз подумает, прежде чем оказывать содействие следствию в аресте подозреваемого при сомнительных уликах».
Но, пожалуй, самый важный фактор, который, по мнению большинства профессиональных участников процедуры банкротства, может повлиять на применение законодательства в этой сфере, — создание цивилизованного рынка арбитражного управления. Контроль Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству за деятельностью арбитражных управляющих пока что демонстрирует свою полную неэффективность. Наиболее действенный механизм контроля — это саморегулируемые организации профессиональных участников рынка, которые могут договариваться о разумных правилах игры и вытеснять с рынка нечестных игроков. Этот метод, доказавший свою эффективность на рынке ценных бумаг, должен принести результаты и в регулировании деятельности арбитражных управляющих.