Энциклопедия начинающего предпринимателя
Лицензия бесплатна
Лицензионное соглашение заключается бесплатно. Те деньги, что взимаются с издателя, — это авторское вознаграждение, которое будет передано автору. В вопросе покупки прав на издание однозначности нет. Если права переданы РАО, то издатель на счет РАО должен перечислить 6 центов за кассету и 12 центов за диск. Условия договора с авторами, как вы понимаете, сообщать мы не имеем права. Каждый раз заключается отдельный договор, в рамках которого и оговариваются условия.
С РАО можно оформить соглашение, на основании которого издатель получает разрешение на тиражирование альбомов иностранных исполнителей. Лицензионное соглашение заключается до конца текущего года, на издание конкретного альбома строго ограниченным тиражом выдается отдельное разрешение. РАО имеет взаимные договоры с национальными авторскими обществами других стран, к примеру, французским SACEM, германским GEMA и так далее. Это позволяет российским компаниям получать разрешения на издание зарубежных исполнителей.
В год РАО заключает договоры более чем с 200 лейблами. Российское авторское общество имеет широкие возможности управлять авторскими правами либо устанавливать контакты непосредственно с правообладателями и получить разрешение на управление авторскими правами. Впрочем, некоторые компании никогда не передают авторских прав: EMI, Warner/Chappel music и Universal music сами являются правообладателями, промоутерами и издателями. Это достаточно сложный бизнес (имеется в виду легальное издание), ведь для выпуска продукта необходимо «очистить» не только авторские, но и смежные права.
Необходимо получить разрешение на издание не только у авторов, в нашем случае стихов и музыки, но и у исполнителя, звукозаписывающей компании и т. д. Представьте, вы собираетесь выпустить сборник. Это значит, что для каждой композиции необходимо «очистить» права по всем пунктам (это, кстати, тоже должно указываться на диске), и, если будет не получено хотя бы одно разрешение, такой сборник не может считаться лицензионным. Не стоит пугаться, у нас перед глазами положительный пример. Компания «Монолит АВК» выпустила несколько сотен тысяч дисков с музыкальным сборником «XXL» (кстати, права на сборник в России принадлежат его составителю) и получила разрешение на дополнительный тираж дисков.
Более 60 процентов всех кассет и дисков в России — «левые», с видеокассетами дело обстоит и того хуже — более 80 процентов. И еще один вопрос касается того, что считать продукцией пиратской, а что нет. Как мы помним, все, что увидело свет за рубежом до 1973 года, в России по истечении 50 лет с момента смерти автора не подпадает под закон «О защите авторских прав», а потому является «достоянием народа». На издание всего, что вышло до 1973 года, получить лицензию в РАО не составит труда: законодательству РФ это не противоречит. Луи Армстронг и Элвис Пресли, «Битлз» и «Роллинг Стоунз», «Кинг Кримсон» и «Вельвет Андеграунд» — достояние народа.