Энциклопедия начинающего предпринимателя
КРЕДИТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Мнения экспертов по поводу доли малого и среднего бизнеса в общем кредитном портфеле расходятся. Например, аналитик компании «Тройка-Диалог» Андрей Иванов называет около 5%, более «щедрая» оценка — до 10%. Согласитесь, и минимальная, и максимальная цифры ничтожно малы. Особенно если учесть, что государство «ставит» на развитие этого сектора экономики как на основу грядущего благосостояния страны.
Только ведь и банки осуждать не за что. Кому охота связываться с не слишком доходным (если устанавливать «справедливую» с точки зрения клиента ставку) и высокорисковым (учитывая слабую развитость малого бизнеса) делом?
Тем не менее, например, «Внешторгбанк» заявил о готовности выложить на это благое дело только в нынешнем году $500 млн., Национальный банк развития — 3,5 млрд. рублей, а Северо-Кавказский банк СБ РФ вводит новый вид кредита — специально для малого бизнеса. Хотелось бы надеяться, что это не любовь от безысходности, а начало трезвой переориентации наших кредитных организаций на интересы отечественной экономики. Но все не так благородно. Просто денег в последние три года у банков слишком много. А скоро станет еще больше — по прогнозам, с введением системы страхования во вклады будет привлечено до $10 млрд. Деньги же (да еще такие дорогие, как частные вклады), как известно, должны работать. Если до сих пор банки инвестировали средства в ценные бумаги, то теперь, когда доходность падает, нужно искать иные формы вложений, дабы как-то поддержать падающую рентабельность. В такой ситуации и малый бизнес пригодится. А тем более средний.
Одна из причин, по которым заемщики этой категории банку невыгодны, — слишком большие издержки. В потребительском кредитовании эту проблему первым начал решать «Русский стандарт», внедривший стандартизованную технологию выдачи небольших кредитов. Сегодня «быстрыми кредитами» для населения занимаются многие. Теперь пытаются стандартизовать процедуру предоставления кредитов корпоративных, тоже небольших — как раз таких, какие требуются малым предприятиям и ПБОЮЛам. Хотя подобные технологии могут стать выгодными лишь банкам, располагающим развитой филиальной сетью, как, например, Сбербанк России. Им выгодно кредитовать малый бизнес, демонстрирующий высокий потенциал к развитию, и пока его бурный рост еще не начался, они стараются отработать четкую технологию кредитования.
Закономерно, что наиболее активный интерес к малому бизнесу проявляют небольшие банки, недавно появившиеся на рынке. Для них это самый верный путь укорениться в перспективной нише. Но и лидеры ритейла — «Русский стандарт», «ДельтаБанк», сделавшие ставку на потребительское кредитование, также начали кредитовать малый и средний бизнес. Однако реально эту категорию клиентов привечают лишь несколько банков. Остальные — присматриваются...
Некоторые аналитики прогнозируют, что по мере заполнения этой ниши банками ставки по небольшим кредитам упадут, хотя и незначительно. Другие считают, что картина изменится лишь после того, как в этом секторе возникнет реальная конкуренция банков.
Так или иначе, поворот определился. И смысл его далек от заклинаний в адрес банковской системы, которая обязана поддержать «своих». Страна перестала рушиться и начала отстраиваться. И грамотный финансист в такой ситуации найдет выгоду — и для себя, и для своего клиента. А иначе никакой он не грамотный. Или совсем не финансист.