Энциклопедия начинающего предпринимателя
И густо, и пусто
По данным Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Москве, в столице работает около трехсот организаций, оказывающих услуги в подборе персонала (65%) или трудоустройстве (7%), около 28% компаний предлагают и то и другое. Соответственно, почти 195 организаций занимаются поиском и подбором персонала. 22% организаций имеют специализацию. Помимо этого, около 81% компаний оказывает дополнительные услуги в сфере работы с персоналом: кадровое консультирование (71%), психологическое тестирование (23%), аттестация (16%), тренинг персонала (14%), юридическое (7%) и управленческое консультирование (3%). Растет доля организаций, предоставляющих временный персонал. В 2000 году на них приходилось 4% от общего числа компаний, занятых трудоустройством, в 2001 году — 6%. По России услуги в подборе кадров предлагают около тысячи фирм.
По словам Ирины Соловьевой, директора по маркетингу компании «Агентство Контакт», рынок абсолютно голоден. По мнению же Татьяны Мойса, регионального менеджера по Центральной России Kelly Services CIS, можно говорить о насыщенности рынков только в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске. В первую очередь, в Москве — вследствие высочайшей концентрации бизнеса и власти, образовательных центров, постоянной деловой активности. Приход множества представительств западных компаний, использующих услуги по подбору персонала, и расширение российского бизнеса послужили толчком для роста услуг рекрутмен - та. В регионах же происходит «очаговое» развитие, ориентированное на деловые центры России, то есть на потребности компаний-работодателей.
На региональных рынках до сих пор подавляющее число участников — агентства по трудоустройству, взимающие деньги с кандидатов. Многие из них постепенно переходят на технологии рекрутмента и пытаются работать по заявкам. По словам Натальи Ильиной, менеджера по региональному развитию рекрутинговой компании «Анкор», количество вновь открывающихся кадровых агентств постоянно увеличивается. Во многом это связано с ошибочным мнением, что данный бизнес довольно легкий, позволяет заработать «быстрые деньги». Но есть и обратная тенденция — уход агентств с рынка, то есть достаточную долю на рынке составляют агентства-однодневки.
Неоднородность участников рынка приводит к парадоксальной ситуации.
Как рассказывает Михаил Баляев, генеральный директор «Агентства Развития Деловых Коммуникаций», почти во всех регионах, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга (в меньшей степени), ситуация такая: и густо (агентств много), и пусто (мал рынок качественных услуг). А в таком древнем городе, как Владимир, вообще нет кадровых агентств! В Нижнем Новгороде их много, более 50. Но развитие экономики и, естественно, менеджмент компаний находятся на низком уровне, оплачивать подбор персонала готово лишь 20% работодателей. Как следствие, средние цены на услугу невысоки, а более 80% агентств принимают низкие демпинговые расценки, при которых качественную услугу оказать невозможно. В регионах конкуренция в основном касается скорости работы и стоимости услуг. У большинства региональных агентств она в пределах одного-двух месячных окладов нанятого на работу сотрудника до вычета налогов. (Крупные и серьезные агентства обычно держат планку 18-25% от его годового заработка.)
Нехватка качественных предложений делает рынок рекрутмента открытым для новых игроков. К тому же отечественный бизнес бурно развивается, и спрос на услуги кадровых агентств постепенно растет.