Энциклопедия начинающего предпринимателя
Доходы и расходы
Два других способа минимизации налога на прибыль основаны на различных вариантах исчисления налогооблагаемой прибыли. Как известно, она определяется как разница между доходами и расходами. Соответственно, уменьшить налоговую базу можно двумя методами: или уменьшив доходы, или увеличив расходы.
Первый метод предприниматели используют очень часто: не учитывают проданный товар, не оприходуют наличную выручку, не пробивают кассовые чеки или стирают фискальную память кассового аппарата. Но совершенно очевидно, что такой путь уменьшения налогового бремени может привести к столкновению с Уголовным кодексом. Так что, с позволения читателей, обсуждать его мы не будем.
Что же касается увеличения расходов, то при известной фантазии кое-что здесь действительно можно сэкономить. Наиболее реальных варианта экономии, пожалуй, два. Первый связан с переквалификацией расходов из капитальных в текущие. Например, очень близкие по существу виды работ, связанные с изменением облика здания или помещения, можно оформить и как ремонт (в том числе капитальный), и как реконструкцию. Но первый путь предпочтительнее. В этом случае строительные расходы предприятия будут считаться расходами текущего периода и позволят немедленно уменьшить сумму налогооблагаемой прибыли. А затраты на реконструкцию придется в полном объеме приплюсовать к стоимости реконструируемого объекта, и в дальнейшем при исчислении налога на прибыль они будут учитываться равными долями в течение всего срока службы здания (от 30 лет и больше). Понятно, что скостить часть налога выгоднее сразу. К тому же стоимость реконструкции включается в состав активов предприятия, что увеличивает базу по налогу на имущество.
Еще один пример на ту же тему: торговая фирма поручает маркетинговой компании провести анализ какого-то сегмента рынка. При этом в договоре могут быть использованы две формулировки: «маркетинговые услуги» или «маркетинговое исследование». Различия, на первый взгляд, незначительны. Но расходы по первому варианту можно включить в текущие расходы и тем самым уменьшить прибыль. А если же речь идет о «маркетинговых исследованиях», то сумму, уплаченную по договору, придется относить на расходы в течение как минимум нескольких кварталов.
Такого же эффекта можно добиться, если приобретать основные фонды не по договору купли-продажи, а с помощью лизинговой сделки. Платежи за лизинг (наряду с арендными платежами) подлежат включению в расходы в момент их совершения. Если же вы купите недвижимость или оборудование традиционным способом, понесенные расходы будут переноситься на себестоимость постепенно посредством амортизации. А это уже менее выгодно.
Следует обратить внимание, что при использовании приведенных схем речь идет именно о трактовке неоднозначных моментов, а не о подмене фактов или документов.