Энциклопедия начинающего предпринимателя
Доход и убытки
Важным моментом еще до начала деятельности является оценка возможного дохода. Данный пункт представляет собой уравнение со многими неизвестными, но некоторые моменты все же предсказать можно. Зная себестоимость одного отпечатка и его рыночную цену, можно высчитать количество печатаемых фотографий, необходимое для того, чтобы оправдать зарплату приемщика/лаборанта/арендную плату. Оценочная себестоимость сильно зависит от бумаги и используемых реактивов, а также от их расхода. Средняя себестоимость одного отпечатка формата 10 х 15 см составляет около полутора рублей.
С началом работы перед вами сразу встанет задача эффективного привлечения клиентов. Естественно, придется тратить деньги на рекламу. В первую очередь, надо будет оформить собственную витрину, особенно если она выходит на улицу. Витрина должна быть яркой и понятной, чтобы потенциальный клиент сразу видел, что происходит внутри. Присутствие в оформлении знакомых логотипов и сочетаний цветов внушает потенциальному клиенту доверие. Если пункт приема расположен в стороне от многолюдной улицы или рынка, обязательно нужно сделать указатели. Ламинированные листики формата A4 или А3 для этой цели явно не подойдут. Это должны быть ясные информационные таблички, не болтающиеся на ветру, не выгорающие на солнце и не «уплывающие» от воды. Вместе с тратами на изготовление указателей придется заплатить и налог в городской бюджет за размещение визуальной информации на улицах города. Со временем вы, вероятно, захотите разместить рекламу в средствах массовой информации (например, в районных газетах) и номера телефонов вашей фирмы в бизнес-справочниках. Это необходимо, если вы делаете ставку на респектабельность и хотите, чтобы клиент чувствовал стабильность вашего дела. Для малого бизнеса Москвы скромными считаются расходы на рекламу в пределах 100-300 долларов в месяц.
Рынок цветной фотопечати, как уже говорилось, сложился давно, и поэтому определить цены на конечную продукцию нетрудно. Нормально, если клиент платит за печать одной фотографии формата 10 х 15 от 3 до 3,50 рублей. Разброс цен в Москве составляет от по - лутора-двух до пяти или даже пяти с половиной рублей за отпечаток. Если вы поставите цену выше 3,50, «среднестатистический» клиент не захочет платить лишние деньги; если цена будет 2,50 или ниже, клиент, вероятно, подумает, что вы используете в работе дешевые химикаты или экономите на их расходе (и будет в своих предположениях совершенно прав; ведь себестоимость «честного» отпечатка составляет примерно 5 центов, или полтора рубля). Впрочем, цена очень зависит от региона. Московские цены на фотографии (в районе трех рублей) считаются достаточно низкими. В провинции и в среднем по России отпечаток стоит 4 рубля. В Сочи, к примеру, никого не удивляет цена фотографии 4,50. Самые низкие в России цены были замечены в Иркутске: летом 2002 года вы могли получить там сравнительно качественную фотокарточку за 2 рубля.