Энциклопедия начинающего предпринимателя
Долгосрочные ресурсы
Эта проблема особенно остро стоит при кредитовании малого бизнеса, связанного с промышленным производством, строительством, инновациями. Ассоциация «Россия» вместе с Торгово-промышленной палатой РФ и Российским Агентством поддержки малого и среднего бизнеса сейчас работают над совместным со Всемирным банком проектом кредитования малого бизнеса на срок более года через заем Правительству РФ. Пилотный проект охватывает 14 субъектов Федерации. Ассоциация «Россия» разработала и направила в рабочую группу критерии отбора банков и работает над вопросом по отбору регионов. Общая сумма кредита, предположительно, составит $300 млн.
Вместе с Российским банком развития мы работаем и над другим проектом кредитования малых предприятий. В нем задействованы как региональные, так и московские банки. Уже завершен этап отбора первой группы банков и начата работа над вторым списком.
Свою роль сыграет и закон о трехлетнем моратории на проверки малых предприятий различными органами контроля и надзора. Конечно, здесь будут и свои издержки: наверняка у некоторых фирм к концу трехлетнего срока будет «истекать» и срок функционирования. Однако эту проблему следует решать в контексте формирования правового поля.
Подобные опасения высказываются и в адрес инициаторов поправки в закон о государственной поддержке малых предприятий, которая должна разрешить выдавать наличными кредиты до 300 тыс. рублей. Здесь, видимо, во-первых, стоит предусмотреть механизм контроля за целевым использованием выданных средств. А во-вторых, может, есть смысл ограничить круг заемщиков предпринимателями без образования юридического лица (чтобы не вступать в противоречие с Гражданским кодексом).
Одним из необходимых условий цивилизованного кредитного рынка является создание института кредитных историй. Пока идет работа над проектом федерального закона о кредитных бюро, Ассоциация «Россия» сделала реальный шаг в этом направлении, создав свое Бюро кредитных историй. Существующее правовое поле не запрещает подобной инициативы, а наличие доброй воли банков (таковых оказалось 115) позволило уже в июне нынешнего года приступить к сбору и обработке соответствующей информации.
Резюмируя сказанное, хотелось бы выделить проблемы, которые сдерживают развитие малого предпринимательства и для решения которых необходимы инициативы в сфере законодательства:
• повысить «планку» годового оборота для малого бизнеса — существующее ограничение в 15 миллионов рублей подрывает развитие инновационных и торгово-промышленных фирм;
• установить для малого бизнеса общий объем налогов в размере 20% прибыли с «плавающей планкой» нижнего предела до 10% (в зависимости от вида производства);
• венчурный бизнес на пять лет освободить от налогов;
• налоги, поступающие от малых предприятий, направлять в местные бюджеты;
• за счет части природной ренты создать центр финансирования разработок и реализации инновационных проектов;
• в рамках государственного внутреннего долга предусмотреть Федеральным бюджетом на 2004 г. средства для предоставления гарантий под привлекаемые на внутреннем рынке кредитные ресурсы на финансирование малого бизнеса.