Энциклопедия начинающего предпринимателя
Деликатный товар
Мороженое — товар с высокой эластичностью спроса по доходам. Это значит, что спрос на него напрямую зависит от доходов населения, поскольку при выборе, согласно исследованиям «Комкона» и ВЦИОМ, потребитель ориентируется прежде всего на цену товара, упаковку и только в последнюю очередь — на вкус! Удивительный факт для страны с давними традициями потребления сладкого «снега». Но именно эта «неразборчивость» позволяет выживать небольшим компаниям вроде «Айс-Дона» в борьбе за покупательский кошелек. Что бы ни говорил Уинстон Черчилль о духе советского народа («нельзя победить людей, которые в сорокаградусный мороз едят мороженое»), сладкий десерт в России — товар сезонный. Вафельные стаканчики и эскимо покупают стабильно летом в 5-8 раз больше, чем зимой. В летний период мороженое потребляют 52% покупателей, зимой только 5%. Торговля большими брикетами летом идет вяло, товар этот преимущественно зимний. Медленно, но верно растет спрос на торты-мороженое, особенно в праздники и предпраздничные дни. Есть у рынка свои пики по объемам продаж: один приходится на декабрь, второй — на апрель и третий на июль — самый жаркий месяц. Что удивительно, достаточно устойчиво потребление мороженого в Сибири. И на Дальнем Востоке та же ситуация, по свидетельству отдела продаж ЗАО «Торговый Дом Альтер-Вест». Цифры подтверждают наблюдение: в 2000 году на территории Новосибирской области произведено 16,9 тысяч тонн мороженого (более 6 килограммов на одного жителя области), это на 18,5% больше, чем в 1999 году.
Летом продажа мороженого возрастает в 8 раз. «Убрать» фактор сезонности можно, рационально используя производственные мощности. Сложившееся соотношение порционного, семейного и весового мороженого в структуре рынка, где первое составляет более 90%, является основной причиной простоев и разорения. В развитых европейских странах и США эти пропорции принципиально иные. Доля весового и семейного мороженого, потребление которого не зависит ни от погодных условий, ни от времени года, колеблется вокруг отметки 70%. Такая структура рынка позволяет довести уровень производства мороженого до 12-20 кг в год на одного человека.
Еще одна опасность — конкуренция со стороны товаров-субститутов — кондитерских изделий, безалкогольных напитков, пива, чипсов, спрос на которые поддерживается агрессивной рекламой. Поэтому огромным подспорьем для начинающего предпринимателя являются усилия профессиональных ассоциаций, которые активно заботятся о стимулировании спроса и популяризируют мороженое, русские рецепты и традиции употребления «настоящего» пломбира и эскимо.