Энциклопедия начинающего предпринимателя
Базовые принципы интерфейса сайта
Об интерфейсе сайта можно говорить очень много, однако существует несколько базовых принципов, которые полезно учитывать при создании сайта.
Принцип Ефремова: целесообразность красоты. Интерфейс сайта не должен затмевать его назначения. Сайт должен быть красивым потому, что он удобен и полезен.
«Бритва Оккама»: не плодите сущностей без необходимости. Все, с чем сталкивается пользователь, должно быть оправдано с практической точки зрения. Лишняя информация, пункты меню, которые никогда не понадобятся, должны быть исключены. «Бритва Оккама» порождает еще три требования к интерфейсу.
Первое состоит в необходимости защиты от ошибочных действий пользователя. Поэтому должны быть заблокированы (или невидимы) функции, которые не могут быть выполнены или являются бессмысленными в каком-то контексте, либо их выполнение приведет к нежелательным последствиям. Второе требование — принцип умолчания.
На сайте, например, в формах заполнения, должны быть предусмотрены установки по умолчанию, которые позволяют использовать их без дополнительной подготовки. Причем эти установки должны быть выбраны оптимальным образом.
«Кошелек Миллера»: человек в состоянии одновременно воспринимать зрением 7+2 объекта. Это значит, что примерно столько должно быть пунктов в меню, категорий товаров (остальное следует поместить в подкатегории). Если количество объектов больше, то они должны укладываться в иерархию, где количество подуровней должно быть в указанных пределах. Производным к «кошельку Миллера» является принцип иерархичности — доступность функции должна быть пропорциональна частоте ее использования.
Принцип обратной связи. Пользователь всегда должен видеть результат воздействия на сайт. С этой точки зрения шпингалет в деревенском туалете гораздо более выигрышен с точки зрения интерфейса, чем новомодная «евроручка» в городском аналоге. Во втором случае трудно бывает определить сразу, закрыта дверь или нет. Этот пример хорошо иллюстрирует и следующий принцип.
Принцип дежа-вю (преемственность интерфейсов). Пользователь, знакомясь с новым интерфейсом, ищет аналогии с ранее виденным. Представьте, что на ваш сайт он пришел после посещения десятка аналогичных сайтов конкурентов. Поэтому следует изучить их интерфейс и использовать этот опыт при проектировании своего.