ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПРИВОДОВ
Основными показателями регулируемых. приводов являются диапазон регулирования (Д); крутящий момент (М); жесткость механических характеристик (Ап); погрешность по нагрузке, нагреву, неравномерность вращения, несиммет-
рия при реверсе; коэффициент полезного действия (КПД) и коэффициент мощности (%); динамические характеристики; надежность; размеры и масса.
1 Диапазон регулирования Д“rtmax/nmin' г? е rtmax —максимальная и пт;п— мкнимальная частоты вращения вала двигателя. Оба значения частоты вращения соответствуют номинальной нагрузке двигатедр.
При определении вращающего момента привода необходимо учитывать, что расчетной величиной является номинальный момент двигателя: УИпр ~ Л/нДф,
где /Сф — коэффициент формы тока, зависящий от схемы выпрямления и определяющий степень использования двигателя. Номинальное значение момента двигателя Мн=(9750Р„)/пн, где Рн — номинальная мощность двигателя, кВт.
Жесткость механических характеристик или процент уменьшения частоты вращения при номинальной нагрузке относительно частоты вращения ненагру - женного двигателя Дп=(пхх—пн) 100/пср, где пх%—частота вращения йена - груженного двигателя; пн — частота вращения нагруженного двигателя;
«ср = (^хх ^н)/2.
Изменение частоты вращения при колебаниях напряжения сети от —15 до + 10% относительно номинального Ду = 100 (я0_85—где —
частота вращения при понижении напряжения на 15%; пІ7і — частота вращения при увеличении напряжения на 10%.
На точность поддержания заданной частоты вращения влияет температура окружающей среды. Погрешность (в процентах) от изменения температуры А* = («ад —и*тах)/я<тах. гДе гаго — частота вращения при 20°С; ntmах — частота вращения при максимальной температуре для конкретных условий работы.
Для приводов вводятся еще два вида погрешности: неравномерность и несимметричность вращения вала двигателя. Дело в том, что частота вращения характеризуется степенью равномерности, т. е. способностью сохранить одинаковую частоту вращения в течение продолжительного времени и даже в течение одного оборота. Степень неравномерности Др = 2 (птах — ятіП)/(«тах+ ятіп) где пщах и nmm — максимальное и минимальное значения частоты вращения в течение одного оборота вала ненагруженного двигателя. Легко убедиться, что в идеальном случае Др = 0.
Если при направлении вращения вала по часовой стрелке частота вращения равна частоте вращения против часовой стрелки, то симметричность вращения идеальна. На практике ояа отличается от идеальной. Для расчета отклонения от симметричности существует выражениеДс= 100 (пх—я2)/ггі, где nt — частота вращения по часовой стрелке; и2 — частота вращения против часовой стрелки.
Так как двигатель является основной частью электропривода, надо остановиться на понятии и определений КПД двигателей. Для двигателя постоянного тока, так же как для других видов устройств КПД — это отношение полезной мощности на валу двигателя к потребляемой из сети. Если Р — полезная мощность, ДР — потери, то КПД
Потери в двигателе в основном зависят от величины тока, сопротивления в цепи якоря и сопротивления щеточного контакта. Эти потери для двигателей мощностью до 2 кВт составляют 80% общих потерь. Остальные 20% приходятся на потери из-за питания якоря пульсирующим током, в стали, обмотке возбуждения и механические потери. Потери можно считать независимыми от частоты вращения ДР=1,2/я2Ря, где /я и R„ — ток и сопротивление цепи якоря двигателя. Так как полезную мощность, развиваемую двигателем, можно подсчитать как произведение момента на частоту вращения, то КПД двигателя постоянного тока т)дв=УИдвп/(Мдвп4-1,2/дРя). При неизменном возбуждении Мдв—сш1я, после чего КПД двигателя (рис. 3) г)Дв = , где
сып
см — постоянный коэффициент двигателя.
Теперь можно вернуться к КПД всего привода. Очевидно, что к потерям в двигателе добавятся потери в силовом трансформаторе и преобразователе. Потери в трансформаторе слагаются из потерь в трансформаторе и стали сердечника. Для практических расчетов можно принять, что потери в трансфор-Рис. Зависимость КПД двигателя постоянного тока от его частоты вращения при номинальной нагрузке
маторе составляют 3—5 % от его номинальной мощности. Потери в преобразователе также слагаются из потерь в силовых элементах (диодах, тиристорах и транзисторах) и потерь мощ-‘ ности для питания цепей управления. Для практических расчетов этими потерями можно пренебречь.
Остановимся на другом показателе электроприводов — коэффициенте мощности. Этот показатель отражает отношение активной мощности к полной мощности, потребляемой электроприводом из сети. Разница в этих мощностях состоит в том, что полезная мощность, развиваемая двигателем, определяется активной мощностью, которая зависит от тока и активного сопротивления цепи якоря двигателя. Но якорь имеет еще индуктивное сопротивление, на которое дополнительно затрачивается реактивная мощность. Таким образом, полная мощность двигателя учитывает активную и реактивную мощности. Для приближенных расчетов коэффициент мощности %=P&jPi, где Ра — активная мощность; Pi — полная мощность.