ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
СЛЕДЯЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОДАЧИ ДЛЯ СТАНКОВ С ЧПУ ТИПА РАЗМЕР 2М-5-2
Электропривод имеет номинальные моменты от 7 до 47 Н-м и обеспечивает работу в четырех квадрантах механических характеристик [2]. Номинальная частота вращения 500, максимальная частота вращения 1000 об/мин. Электропривод обеспечивает в переходных процессах максимальный момент, равный тИНом в диапазоне ОТ Птах ДО «ном, И МОМЄНТ 2 - М, Юм— ОТ Пвом ДО 0. При превышении указанной перегрузки электропривод отключается за 0,5 с. Двигатели имеют встроенные датчики температуры. Электропривод имеет векторную САР и работает по принципу частотнотокового управления.
Из системы ЧПУ на вход привода (рис. 77) поступает сигнал U3(0> задающий частоту вращения. Вычитание сигнала обратной связи по частоте вращения из указанного сигнала напряжения выполняется в регуляторе скорости (PC). PC построен по принципу пропорционально-интегрального регулирования. Регулятор скорости формирует сигнал U,„ задающий ток /2 и частоту ротора
/гз посредством формирователя частоты скольжения ФЧС (частота скольжения пропорциональна частоте ротора). Причем последний параметр устанавливает момент двигателя. Сигнал, Uq поступает на два канала. В первый канал подается также сигнал И а, обуславливающий ток намагничивания и соответственно поток двигателя. В первом канале вырабатывается сигнал, определяющий величину тока статора /13 по /ц и /2.
Во втором канале сложение упомянутого выше сигнала f23 и напряжения обратной связи по частоте вращения ш создает сигнал, устанавливающий частоту тока статора fi3. Затем эти оба канала, соединяясь, формируют заданную синусоидальную кривую тока статора ti3 заданной амплитуды и частоты, поступающую на регулятор тока (РТ). На РТ приходит также сигнал обратной связи по току статора йф от датчика тока ДТ. Сигнал РТ подается на транзисторный инвертор ИН. В нуль-органе регулятора тока ■сравниваются мгновенные значения заданной iia и фактической ііф величин тока статора. Регулятор работает по релейному принципу, т. е. сигнал управления силовой частью (инвертором) изменяется не непрерывно, а скачкообразно при достижении определенной разницы указанных выше величин. Если фактический трк ■больше заданного (на обусловленное значение), то вырабатывается сигнал включения определенного транзисторного ключа. Фаза двигателя подключается к шине звена постоянного тока такой полярности, что фактический ток начинает снижаться. Фактический ток сначала станет равным заданному, а затем становится меньше его. Когда разница токов опять достигнет обусловленного значения (но теперь другого знака), то поступит сигнал на включение другого ключа инвертора. Фаза двигателя подсоединяется к шине противоположной полярности. Таким образом, фактическая кривая тока пойдет вверх, пересечет кривую заданного тока. Такое пересечение будет происходит регулярно, т. е. фактический ток будет изменяться по ломаной линии, периодически пересекающей кривую заданного тока. В результате благодаря тока. Такое пересечение будет происходить регулярно, т. е. фактический ток имеет форму, близкую к синусоидальной. Регулятор тока имеет два аналогичных канала для двух фаз; в третьем канале — заданный и фактический токи фазы образуются путем суммирования сигналов первых двух фаз.
Система управления вырабатывает коммутационные паузы между выключением одного и включением другого транзисторного ключа каждого плеча моста инвертора. Это позволяет исключить сквозные токи. Переключение ключей разной полярности во всех фазах осуществляется одновременно.
Так как привод является следящим, то на валу двигателя установлен датчик положения (ДП), в данном случае типа «фазовращатель». Фазовращатель питается напряжением с частотой 2 кГц. Выходное синусоидальное напряжение фазовращателя тоже ■частотой 2 кГц имеет фазовый сдвиг относительно напряжения питания. Этот сдвиг пропорционален текущему углу положения
ЛУ |
Рис. 78. Схема электропривода серии Размер 2М-5-2 |
ротора фазовращателя. Выходное напряжение фазовращателя преобразуется в импульсный вид. Датчик частоты вращения отсутствует. Сигнал обратной связи по частоте вращения образуется в формирователе ФС в результате обработки сигнала фазовращателя. Причем сигнал частоты вращения в импульсном виде используется для сложения с частотой тока ротора г2з, а в аналоговом виде он вычитается из задающего сигнала £/3(0.При этом аналоговый сигнал скорости формируется из промежуточного сигнала, имеющего вид кода, посредством цифроаналогового преобразователя.
Структурная схема силовой части электропривода содержит (рис. 78) сетевой понижающий трансформатор (ТС) с автоматическим выключателем на вторичной стороне, неуправляемый выпрямитель (ВС), емкостный фильтр (БК) и транзисторный инвертор напряжения (ИН), работающий на частоте коммутации порядка 3 кГц. Ключи трехфазного мостового инвертора состоят из пяти параллельно включенных транзисторов, управляющего транзистора, соединенного с основными по схеме составного транзистора, и вентиля обратного моста (ОМ). В эмиттерных цепях транзисторов находятся предохранители, которые их защищают от длительной перегрузки. Ключи включают в себя цепочки из резисторов, дросселей, конденсаторов и диодов, защищающие транзисторы от перенапряжений и сквозных токов. Такие цепи описаны в разделе силовых транзисторов (см. рис. 60,6). В данном случае также благодаря обратной связи поддерживается падение напряжения коллектор-эмиттер на уровне 3,5 В.
Выходные усилители системы управления обеспечивают подачу отрицательного напряжения на базы силовых транзисторов в непроводящие интервалы времени. Последовательно между конденсаторным фильтром и инвертором установлены шунт и транзисторный защитный ключ (КЗ). Сигнал с шунта управл5!6т этим ключом. Ключ запирается (разрывает цепь) при достижении током величины 60 А, осуществляя быстродействующую защиту силовых транзисторов инвертора. При этом ток нагрузки замыкается через вентиль. Кроме того, электропривод имеет следующие виды контроля отдельных блоков: функционирование датчиков тока, источников питания фазовращателя твыходных усилителей; уровень напряжения и допустимого тока нагрузки источников питания системы управления. Обеспечивается защита двигателя от перегрева (с запрещением повторного включения привода до снижения температуры допустимого значения), предусмотрена блокировка от ограничивающего конечного выключателя. При пропадании напряжения сети обеспечивается аварийное торможение двигателей.
Блок автоматики и питания датчиков перерабатывает диагностические сигналы от блоков электропривода, управляет режимами работы и наладки электропривода с учетом блокировок, а также •сигнализацией состояния электроцривода. Блок питания системы управления содержит стабилизированные источники +5 В, + 15 В, —15 В. Источники +15 В выполнены по схеме компенсационного последовательного стабилизатора постоянного тока с непрерывным регулированием. Источник +5 В включает в себя ШИП. Имеется защита от недопустимого превышения или занижения напряжения, а источник +5 В, кроме того, защищен от перегрузки по току. Электропривод выпускается в двухкоординатном Исполнении, в одном шкафу размещены электроприводы механизмов подач двух координат.