ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
РАБОТА УПРАВЛЯЕМЫХ ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ
Показанная на рис. 16 форма выпрямленного напряжения невыгодна, так как в ней слишком много пауз, т. е. среднее выпрямленное напряжение мало. Применяют различные схемы тиристорных выпрямителей, у которых время пауз сокращается в зависимости от схемы. Например, в однополупериодной схеме (рис. 17, и) среднее значение выпрямленного напряжения составляет 0,45 о г среднего значения сетевого напряжения; в однофазной мостовой схеме (рис. 17,6) — 0,9, в трехфазной с нулем схеме (рис. 17, в) — 1,35, в трехфазной мостовой схеме (рис. 17, г) — 2,7 относительно фазного напряжения.
Изменение напряжения постоянного тока для питания двигателя получают при помощи тиристорного моста, который выпрямляет напряжение переменного тока, а среднее значение напряжения постоянного тока изменяется за счет изменения угла зажигания тиристоров. Существуют комбинированные схемы выпрямления, состоящие из тиристоров и диодов и называемые полууправ - ляемыми.
Рис. 18. Однофазные схемы выпрямления: а — полууправляеммй мост; б — диаграмма напряжений; е — зависимость Ud~f{a.} г — полностью управляемый мост; д — диаграмма напряжений; е — зависимость Ud=f{® |
Схема выпрямления — полууправляемый однофазный мост (рис. 18, а). На рис. 18,6 приведена диаграмма напряжений, из ка торой видно, что выходное напряжение имеет только положитель ное значение, а его величина зависит от угла «зажигания» тири сторов. Эта зависимость приведена на рис. 18, в и описываете формулой Ud=Udi(-fcosa)/2, где Ud — среднее значение выпрям ленного напряжения; Udi — среднее значение выпрямленного на пряжения при а = 0; а — угол отпирания тиристоров.
Полностью управляемый однофазный мост (рис. 18, г) позволя ет получить положительные и отрицательные значения выпрям ленного напряжения (рис. 18, <3). При образовании отрицательно го напряжения выпрямитель работает в качестве инвертора, т. е преобразует постоянный ток в переменный. Зависимость Ud от угла отпирания а приведена на рис. 18, е. Обе схемы выпрямления имеют диапазон изменения угла зажигания тиристоров 0—180° Большим недостатком этих схем является наличие прерывистой формы тока.
Полностью управляемый трехфазный мост (рис. 19, а). Диаграмма напряжений приведена на рис. 19,6, а зависимость выпрям ленного напряжения от а і— на рис. 19, в. Схема обеспечивает при определенных углах зажигания непрерывный характер тока. Выпрямленное напряжение имеет положительный и отрицательный знаки: t/d=[/d;cosa; Udi = 1,35£/фазн. В области отрицательных значений напряжений возможен режим инвертирования. При углах регулирования 2—60° ток имеет прерывистую форму.
Реверсивные схемы выпрямителей состоят из двух встречно - Ключенных одно - или трехфазных мостов (рис. 20, а). Если в ка - А В С
У* |
|
Л7,квадрант |
/ квадрант |
Ш квадрант |
U квадрант |
-м |
М |
S)
о) .
Рис. 20. Реверсивная трехфазная мостовая схема: а — схема; б ' — квадранты механических характеристик
честве нагрузки выпрямителя использовать двигатель постоянного тока, то мы получим четырехквадрантный привод (рис. 20,6) Это значит, что в / и II квадрантах машина работает в двигательном и тормозном режимах при положительных значениях момента нагрузки в III и IV — то же, но при отрицательных значениях момента (например, при подъеме груза привод лебедки нагрукен положительным моментом, при спуске — отрицательным).
Если внимательно рассмотреть трехфазную с нулем схему реверсивного электропривода (см. рис. 40,6), мы увидим, что включение одной группы тиристоров (назовем ее анодной, так как аноды тиристоров имеют общую точку) вращает двигатель в одну сторону, включение катодной группы — в противоположную. Существуют различные способы управления обеими группами тиристоров — раздельный и согласованный. Последний может быть линейным и нелинейным.
Сущность раздельного управления состоит в том, что в статических режимах работает только одна группа тиристоров, а в динамических — обе группы, что обеспечивает достаточное быстродействие системы привода. Недостатками способа являются: наличие прерывистых токов, что ведет к недоиспользованию двигателя по моменту, отсутствие инверторного режима, сравнительно сложная схема логики для разрешения перехода с одной группы на другую.
По соотношению углов отпирания в режимах выпрямления и инвертирования согласованные схемы делят на линейные (сс + Р=180°) и нелинейные (а + |3 = 300°). Наилучшими динамическими показателями обладает схема с линейным согласованием, но она требует наличия уравнительных реакторов. Последние отсутствуют у схем с нелинейным согласованием, но при этом появляется зона нечувствительности при переходе с одного направления вращения на другое. В некоторых случаях это недопустимо.
Остановимся на способах управления тиристорами. Основной задачей управления является обеспечение изменения угла зажигания тиристоров в требуемых пределах. Эти пределы зависят от схемы выпрямления. Для однополупериодной и двухполупериод - ной схем атах=180°, для трехфазной с нулем атах = 60°, для трехфазной мостовой ашах = 30°.
Наиболее широкое применение получила импульсно-фазовая система управления. В этой системе осуществляется сдвиг управляющих импульсов по фазе относительно напряжения переменного тока, приложенного к аноду и катоду тиристоров. Такие системы состоят из фазосдвигающего устройства, усилителя и формирователя импульсов.
Рассмотрим полупроводниковую систему управления [9], приведенную на рис. 21, а. На вход системы подаются два напряжения; развертывающее Ua и управляющее Uy. Развертывающее напряжение имеет пилообразный вид и формируется с помощью трех трансформаторов TV1, TV2 и TV3, вторичные напряжения которых суммируются при помощи резисторов Ш, R2 и диодов VI, V2.
Рис. 21. Полупроводниковая схема управления напряжений сети и трансформатора (б) и |
б) |
В результате получается пилообразная кривая напряжения Un развертки (рис. 21,6). Продолжительность рабочего участка составляет 240°, нерабочего — 120°. Первичные обмотки траисформато - Вов TV1, TV2, TV3 включаются в сеть питания так, чтобы напряжение U„ пересекало ось времени со сдвигом по фазе на 90° по отношению к точке А естественного открывания тиристора, включенного под напряжение +Ua.
На пилообразное напряжение Un накладывается напряжение управления Uy и их алгебраическая сумма подается на входы Транзисторов VT1 и VT2, включенных по схеме с общим эммите - ром. В момент, когда сумма напряжений Un и Uy будет равна нулю (рис.21,б), т. е. Uy + Un (at) =0, транзистор VT1 открывается И в его коллекторной цепи проходит ток, имеющий форму прямоугольных импульсов. Снимаемый с коллектора импульс напряжения UKl (рис. 21, г) подается на базу транзистора VT2, который усиливает его и изменяет фазу на 180° (рис. 21, д). Сигнал с выхода VT2 после конденсатора С1 имеет импульсную форму или, как говорят, сигнал дифференцируется емкостью. Образующийся при этом положительный импульс не пропускается диодом V4 (рис. 21, е), а отрицательный через диод V5 поступает на базу, транзистора VT3 и включает схему ждущего блокинг-генераторавыполненную на транзисторах VT3, VT4 с положительной трансформаторной обратной связью (обмотка W2). При подаче на базу транзистора VT3 отрицательного импульса открывается триод VT4. В первичной обмотке трансформатора TV4 проходит при этом ток, и в сердечнике создается магнитный поток, наводящий в другой обмотке ЭДС, которая поддерживает ток в базе триода VT4 и после окончания импульса на входе блокинг-генератора.
С выходной обмотки трансформатора TV4 снимается управляющий импульс с крутым передним фронтом (рис. 21, ж) и через диод V8 подается на управляющий электрод тиристора. Высокая крутизна фронта выходного импульса обеспечивается большим коэффициентом усиления составного транзистора и положительной обратной связью каскада.
Диапазон изменения фазы управляющего импульса в такой системе составляет 200—210° (против теоретического в 240°), так как при больших углах прекращается четкая фиксация момента пересечения опорного напряжения Un с напряжением управления U у.
Для предотвращения срабатывания блокинг-генератора от коротких ложных импульсов цепь база — коллектор транзистора VT3 шунтируется конденсатором С2. Для защиты транзисторов VT3—VT4 от перенапряжений, возникающих на обмотках трансформатора TV4 при снятии импульсов, первичная обмотка его шунтируется разрядной цепочкой R6—V6. Для защиты управляющего электрода тиристора от значительных отрицательных напряжений включается диод V8. Снижение напряжения между коллектором и базой транзистора VT1 при положительном сигнале на базе достигается включением диода V3, который выравнивает потенциалы базы и эмиттера данного транзистора при Uq>0.
В трехфазной мостовой схеме выпрямления одновременно должны работать два тиристора: один — в анодной, другой — в катодной группах. При этом каждый вентиль одной группы работает поочередно с двумя вентилями другой группы. Для включения тиристоров данной схемы в нужный момент времени рассмотренная полупроводниковая система управления позволяет получать с помощью логической схемы сложения на диодах V5 и V7 два узких отпирающих импульса, сдвинутых на-60° (точки а, б). При этом на базу транзистора VT3 через диод V5 поступает импульс с формирователя фазь! (транзистор VT1) данного блока управления. Сюда же через диод V7 приходит импульс с блока управления, передаваемый тиристором второй группы, работающего в паре с тиристором первой группы, но фаза отпирания которого отстает на 60°. С катода диода V5 уходит импульс на блок управления тиристором второй группы, также работающего в паре с тиристором первой группы, но первоначальный момент отпирания его опережает на 60° момент отпирания тиристоров первой группы.
Таким образом, обеспечивается строго одновременная подача импульсов на управляющие электроды одновременно работающих тиристоров, что необходимо для правильной коммутации вентилей преобразователя в области прерывистых токов. Для управления многофазным выпрямителем полупроводниковая система управления должна иметь столько таких каналов, сколько фаз выпрямления содержит преобразователь [9].