ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ СЕРИИ ЭТУ3601
Электропривод тиристорный, — реверсивный, с раздельным управлением, шестиимпульсной силовой схемой. Диапазон мощностей 0,5—18,5 кВт, ток до 200 А и напряжение до 440 В. Преобразователи имеют три типа исполнения: по выходному току 40, 100 и 200 А и два диапазона регулирования 1 : 1000 и 1 : 10 000.
Электропривод (рис.43, а) состоит из регулятора скорости (PC), регулятора тока (РТ), управляемого выпрямителя (У£),. двигателя (Д), тахогенератора (ТГ), датчика тока (ДТ). Регуляторы тока и скорости охвачены цепями коррекции Rl, С1 и R2, С2. Между регулятором тока и тиристорным выпрямителем имеется нелинейное звено НЗ, служащее для обеспечения качества регу-
а) |
Рис. 43. Схемы привода серии ЭТУ 3601: а — структурная; б — функциональная схема; в — система управления тиристорами |
лирования при переходе из зоны прерывистых в зону непрерывных токов. В схеме отсутствуют уравнительные реакторы, что обусловлено применением раздельного управления группами тиристоров.
Функциональная схема (рис. 43, б) содержит силовую часть, состоящую из реверсивного трехфазного мостового выпрямителя (КТ «В» и КТ «Н»), подключаемого к сети через согласующий трансформатор 75 и автоматический выключатель F6. Якорь дви-
гателя М присоединяется к выпрямителям через сглаживающий дроссель L.
Система управления — двухконтурная по принципу подчиненного регулирования, размещена на двух печатных платах Е1 и Е2. На плате Е1 размещены система СИФУ, регуляторы скорости и тока (PC и РТ), функциональный преобразователь ЭДС двигателя (ФПЕ), нелинейное звено (НЗ), блок питания (БП), датчик тока (ДТ), узел защиты и сигнализации.
Плата Е2 имеет две модификации — для диапазонов 1 : 1000 и 1:10 000. На плате размещены логическое устройство системы раздельного управления группами тиристоров УЛ с переключателем характеристик ПХ и датчиком проводимости вентилей ДПВ, узел зависимого токоограничения УЗТ, предварительного усилителя регулятора скорости (ПУРС). ПУРС в модификации для диапазона 1 : 1000 отсутствует.
Пропорционально-интегральные регуляторы скорости и тока выполнены на операционных усилителях А1 и А2. Выходной сигнал регулятора скорости является задающим для внутреннего токового контура. Резистор R17 служит для регулирования степени ограничения максимально возможного тока якоря в переходных режимах и при перегрузках.
Так как в диапазоне 1 : 10 000 дрейф нуля усилителя скоростного контура должен быть минимален, схемой предусмотрено использование промежуточного усилителя (ПУРС), построенного по схеме модулятор.— усилитель — демодулятор. Он выполнен на двух инвертирующих усилителях и двух транзисторах. ПУРС работает на частоте 2-^3 кГц, вырабатываемой генератором прямоугольных импульсов. Роль цепи коррекции (диапазон 1 : 10 000) выполняет цепь R18, СИ (плата Е2).
Для обеспечения постоянства коэффициента усиления тиристорного выпрямителя в режиме непрерывного и прерывистого тока в канал регулирования введено нелинейное звено (НЗ) с характеристикой, обратной регулировочной характеристике в режиме прерывистого тока. Оно выполнено на операционном усилителе, охваченном нелинейной обратной связью.
Переключатель характеристик ПХ служит для согласования однополярной регулировочной характеристики СИФУ двухполяр-- ным сигналом управления Uy. Ограничение углов зажигания тиристоров и установка начального угла зажигания осуществляется усилителем и резистором R41. Максимальный угол (150°) выставляется резистором R49, минимальный (5—10°) — R50.
Зависимое от частоты вращения токоограничение, необходимое при использовании высокомоментных двигателей, осуществляется узлом УЗТ, принцип действия которого основан на ограничении выходного напряжения регулятора скорости в зависимости от напряжения тахогенератора. Максимальное выходное напряжение УЗТ устанавливается резистором R6, минимальное — R5. Резистор R3 определяет крутизну характеристик вход — выход УЗТ.
Сигнал обратной связи по току формируется с помощью датчика тока ДТ, питающегося от трансформаторов тока Т2, Т4. Реверсирование его обеспечивается транзисторными ключами «Вперед» (В) и «Назад» (Н). V16. Подключение выхода СИФУ к не- обходймому комплекту тиристоров осуществляется логическим устройством УЛ. Оно же управляет ключами «Вперед» и «Назад».
УЛ состоит из нуль-органа (НО), триггера Т1 заданного направления тока, триггера Т2 истинного направления тока, схемы совпадения состояний триггеров (СС), элемента отсчета выдержку времени, датчика проводимости вентилей (ДПВ).
Работа УЛ происходит следующим образом: при изменении знака управляющего напряжения изменяется сигнал на выходе нуль-органа. После достижения током в цепи якоря нулевого значения на выходе датчика проводимости вентилей формируется 1 и триггер Т1 перебрасывается в новое состояние. Схема совпадения СС фиксирует несоответствие состояния триггеров. Этим обеспечивается блокировка выдачи управляющих импульсов СИФУ, а также запускается элемент отсчета времени. Через 1 мс на его выходе формируется 1 и при отсутствии блокирующего сигнала ДПВ триггер Т2 перебрасывается в новое состояние.
Если во время отсчета выдержки времени на вход НО не поступает команда на включение в первоначальное положение, то триггер Т1 возвращается в исходное положение, соответствующее триггеру Т2. При этом мгновенно разрешается выдача управляющих импульсов на соответствующую группу тиристоров.
Датчик проводимости ДПВ работает по принципу' контроля напряжения на тиристорах и состоит из диодных мостов, оптронов, резисторов и нуль-органа на транзисторах. При наличии напряжения на всех тиристорах входы транзисторов шунтируются, в результате чего они запираются и на выходе ДПВ формируется 1.
СИФУ состоит из двух идентичных каналов фазосмещения и управляющего органа (УО) (рис. 43, в). Каждый из каналов выполнен по принципу одноканального управления двумя противофазными вентилями выпрямительного моста. СИФУ включает в себя следующие узлы; источник синхронизирующего напряжения ИСН, три формирователя импульсов ФИ, управляющего органа УО, шести усилителей импульсов УИ, 12 вводных устройств.
(ФИ) состоит из фильтра (Ф), двух пороговых элементов ПЭ1 и ПЭ2, формирователя синхронизирующих импульсов F, генератора пилообразного напряжения Г, нуль-органа НО, триггера Т, формирователя длительности импульсов 5.
Работа СИФУ: синхронизирующие напряжения из ИСН сдвигается фильтром Ф на 30°. После ПЭ1, ПЭ2 напряжение имеет форму противофазных прямоугольных импульсов. При сигнале 0 на выходе формирователя импульсов F формируется синхроимпульс (сигнал 1), которым осуществляется разряд интегрирующей емкости генератора пилообразного напряжения Г до нуля. В момент исчезновения синхроимпульса конденсатор начинает заряжаться и напряжение на выходе Г линейно возрастает от 0 до 10 В. Момент превышения напряжения Г над управляющим напряжением фиксируется нуль-органом НО, который изменяет свое состояние с 1 на 0. При этом триггер Т переключается и на его выходе формируется 0. Это вызывает появление на выходе S управляющего импульса. Импульс приходит на вход одного из усилителей в соответствии с сигналами ПЭ1 и ПЭ2, После УИ усиленный импульс поступает на вводное устройство УВ комплекта тиристоров «Вперед» или «Назад».
Триггер (Г) после появления 0 на выходе НО сохраняет свое состояние до тех пор, пока из F на другой его вход не поступит синхроимпульс, который подготавливает триггер для выдачи очередного управляющего импульса. Узел защиты обеспечивает максимально-токовую отсечку; защиту от перегрева двигателя при перегрузках; устранение «ползучей» скорости при отключении задатчика частоты вращения; защиту от понижения напряжения в питающей сети.