ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПРОМЫШЛЕННЫХ СЕРИЙ
Выпускают серийные электроприводы с асинхронными двигателями, реализующие следующие способы регулирования частоты вращения: ПМС и ПМСМ с муфтой скольжения; ТСУ-Р с изменением напряжения статора; ТПЧ, ЭКТ, Размер 2М-5-2 с частотным регулированием частоты вращения.
Определение направления вращения осуществляется в зависимости от того, с какого канала датчика положения первым приходит импульс обратной связи. Например, при движении вперед (рис. 49,6, слева — направо) первым появляется импульс канала fi и на выходе D26/6 появляется 1. При этом на D29/3 — 0. Если первым будет импульс /г, то на выходе D26/6 будет 0, а на D28/3 — 1.
Узел КСО при работе в следящем режиме предназначен для преобразования сигнала задания в импульсной форме в аналоговый сигнал, пропорциональный скорости слежения. Этот сигнал подается на вход усилителя скоростного контура ЭТЗИ для компенсации величины рассогласования между заданной частотой вращения и фактической ее величиной. С ростом частоты вращения эта ошибка возрастает и сигнал КСО также должен соответственно возрастать. Узел работает в обоих направлениях/ Он состоит (рис. 50,а) из логических микросхем D30...D33 и узла интегрирования (V92, 1/93, All и А12).
С целью снижения пульсаций в выходном напряжении интегратора импульсы задания расширяются с помощью схемы совпадения D31 и счетчиков D32 и D33, заполняемых импульсами частотой 500 кГц. Для этого между выходами D32, D33, D31/3, 4, 5 устанавливаются перемычки. Диаграмма преобразования импульсов приведена на рис. 50, б.
Работа привода «Вперед»: при включении привода на D31/12 и D31/8 по 1 (цепь R112, С61). Транзисторы V92, V93 открыты, на выходе А11/10 нулевое напряжение. Сформированные в ПИ на D30/1—1, а на D30/12 — 0. V93 закрывается, С53 начинает заряжаться (рис. 50,6). Счетчики D32, D33 работают в режиме «Сложения до заданного кода», обусловленном положением перемычек на входах схемы совпадения D30J3, 4, 5. В момент совпадения на D31I6 — 0, на D31/8—1. V93 открывается и С53 начинает разряжаться. Выходное напряжение All/Ю показано на рис. 50, б.
В режиме «Назад» наоборот — V93 открыт, a V92 закрывается с частотой импульсов задания. Усилитель А12 служит для интегрирования выходного напряжения В режиме позиционирования КСО отключается путем установки перемычки.
Отработка сигналов рассогласования производится следующим образом. На выходе двух каналов, состоящих из счетчиков (см. рис. 48) D11...D13 и D17...D19, включен фазовый дискриминатор (D14, D7, D15), который измеряет фазовый сдвиг сигнала одного канала относительно другого (после соответствующего переполнения счетчиков). Минимальная величина сдвига 0,5 мкс, максимальная — 0,5 мс (исходя из частоты тактирования 2 мГц).
Возможны два случая работы дискриминатора: импульсы задания отсутствуют (или совпадают с импульсами обратной связи) и существуют. Рассмотрим случай, когда импульсы задания отсутствуют или совпадают с импульсами обратной связи (см. рис. 49). Сигналы тактирования частотой 2 мГц подаются на входы 14
Если между двигателем переменного тока и рабочим механиз мом установить электромагнитную, муфту (рис. 52), то такое уо тройство может обеспечить плавное изменение частоты вращени механизма. Муфта может только уменьшать частоту вращения Как же это происходит? Как и любая муфта, она состоит из двуз основных частей: ведущей 1 и ведомой 2. Ведущая часть (якоры соединена с валом двигателя и имеет неизменную скорость вра щения, равную номинальному значению частоты вращения дви гателя. Конструктивно она выполнена в виде стального цилиндра с толстыми стенками. Внутри цилиндра расположена ведомая часть — зубчатый индуктор, представляющий собою магнитнукэ систему с кольцевой катушкой возбуждения 3. Питание катушки постоянным током катушки обеспечивается скользящим токопод водом 4, состоящим из щеток и токоведущих колец.
Возбуждаемый постоянным током катушки магнитный поток создает круговое магнитное поле, вызывающее электромагнитное «сцепление» ведомой и ведущей частей муфты.,В зависимости от тока возбуждения степень сцепления или частота вращения ведомой части изменяется от нуля до максимума. Для оценки частоты вращения ведомой части введено понятие скольжения s = = (ид—и)/ид, где Ид — частота вращения двигателя; п — частота вращения вала ведомой части муфты. Величина s характеризует снижение частоты вращения ведомой части муфты относительно ведущей. Скольжение муфты зависит от тока возбуждения и момента нагрузки, что дает возможность на входном валу муфты при постоянном моменте нагрузки получить плавное изменение частоты вращения соответствующим изменением тока возбуждения. При увеличении момента нагрузки и неизменном токе возбуждения частота вращения ведомой части муфты падает. При этом увеличивается скольжение и величина индуктированной в ведущей части муфты ЭДС, что приводит к росту момента муфты. Новое равновесие момента муфты и момента нагрузки наступает при более низкой частоте вращения. Следовательно, механические характеристики муфты значительно зависят от нагрузки. Повышение жесткости механических характеристик достигается при-
Рис. 52. Электромагнитная муфта скольжения: 1 — ведущая часть; 2 — ведомая часть; 3 — катушка возбуждения; 4 — токоподвод |
Иенением различных устройств для автоматического изменения Тока возбуждения.
Энергетические характеристики муфты скольжения.
Как и в любом устрой - Втяс, где изменение скорости осуществляется за счет изменения скольжения, в Муфте имеются потери на скольжение, оказывающие влияние на ее параметры. Возникновение потерь на скольжение можно объяснить следующим образом. Рабочие диаметры ведущей и ведомой частей муфт можно считать одинаковыми, а передаточное отношение приблизительно равно единице. Ведущая и ведомая части муфты передают один и тот же момент, однако за счет разности скоростей вращения мощности передаваемые обеими частями муфты неодинаковы. Если при одном и том же моменте мощность" (кВт) ведущей части составляет Рвед = Мидв/975,то мощность ведомой части Рведом=Л^гавед/975. Величину Явед можно выразить через скольжение: РВеД = Л4пдв(1— s)/975.
Разность между передаваемыми мощностями обеих частей муфты
ЯВед—Рведом = Мядв8/975. Очевидно, эта разность и является мощностью потерь на скольжение. Мощность потерь расходуется на нагрев активной поверхности якоря. Нагрев якоря быстро растет с увеличением скольжения благодаря росту тепловых потерь. Действительно, при увеличении скольжения увеличивается наводимая в якоре ЭДС, что вызывает увеличение вихревых токов.
Кроме того, благодаря действию поверхностного эффекта с увеличением скольжения увеличивается активное сопротивление якоря. В результате потери,
пропорциональные/|£?я, резко возрастают, вызывая увеличение нагрева якоря.
РЬСДОМ і
Идеальный КПД муфты г|м =---------- —:— — 1 — s. С учетом КПД двигателя
1 вед
Им ^дв Неполученное выражение показывает, что КПД уменьшается с увеличением скольжения. В отличие от КПД коэффициент мощности такого привода зависит от передаваемого момента. Если приводным двигателем является асинхронный короткозамкнутый двигатель, то при номинальном моменте нагрузки cos ср будет наибольшим независимо от скольжения муфты. Это объясняется тем, что в данных условиях независимо от скольжения муфты двигатель потребляет из сети требуемую мощность. Мощность потерь на скольжение расходуется на нагрев якоря муфты. При передаче момента менее номинального значения, cos q> привода уменьшается так же, как у асинхронного двигателя.
Представляют интерес энергетические показатели привода с муфтой скольжения, работающей в режиме постоянного момента нагрузки, т. е. Pn—^kn (рис. 53, а), в режиме вентиляторной нагрузки Pu = kn3 (рис. 53,6), в режиме постоянной мощности Р=const (рис. 53, в). Кривые показывают, что абсолютные потери при вентиляторной нагрузке не превышают 17% от максимальной мощности, передаваемой муфтой, поэтому для данного случая целесообразны муфты
Рп=кп3 |
Рис. 53. Энергетические характеристики привода с муфтой скольжения |
ц-.Р. Ч, |
50 п/пидмУв 6) |
ц;Р,% |
6) |
ч |
Г |
у |
50 |
Pn = nn(M=const) |
О 50 n/nHSM>% а) |
большой мощности (до 100 кВт) с применением интенсивного охлаждения якоря. Для работы в режиме постоянного момента из-за потерь на скольжение муфты больших мощностей нецелесообразны. Муфты для длительной работы в таком режиме ограничены мощностью 3—4 кВт. В повторно-кратковременном режиме или в режимах, когда работа происходит при малых скольжениях, мощ ность муфт, работающих при постоянном моменте, может быть повышена.
Бесступенчатый электропривод серии ПМС с асинхронным электродвигателем, электромагнитной муфтой скольжения и центробежным регулятором частоты вращения. Регулируемый электропривод серии ПМС предназначен для бесступенчатого регулирования частоты вращения рабочего механизма в диапазоне до 1 :8. Привод серии ПМС применяется в металлорежущих и деревообрабатывающих станках, в узлах различных машин, где требуется регулирование частоты вращения при постоянном предельном значении момента. Приводы серии ПМС предназначены для работы в стационарных условиях на высоте не более 1000 м над уровнем моря, при температуре окружающего воздуха не выше 35 и не ниже 5° С. Для работы в химически агрессивной, взрывоопасной и токопроводящей среде приводы серии ПМС не рассчитаны.
Отклонение частоты вращения привода, вызванное изменением напряжения сети в пределах от +5 до —15% номинального значения при неизменной нагрузке, составляет 1 % на каждый процент изменения напряжения сети. Отклонение частоты вращения от заданной, вызванное изменением нагрузки в пределах от 0,25 Мном до. Мном, не превышает 20%. Серия ПМС имеет шесть исполнений.
Так как естественные механические характеристики привода являются мягкими, в приводе серии ПМС применяется замкнутая
Рис. 54. Схема регулирования частоты вращения центробежным регулятором 96 |
л Рис. 55. Конструкция электроприводов серии ПМСМ |
система автоматического регулирования частоты вращения с центробежным регулятором. Принцип работы привода поясняется электрической схемой (рис. 54). При включении выключателя 5 начинает вращаться асинхронный электродвигатель 9 вместе с якорем 8 муфты скольжения, жестко соединенным с валом электродвигателя. В начальный момент контакты центробежного регулятора частоты вращения 7 замкнуты и катушка возбуждения 11 питается максимальным постоянным током через щетку 1 от трансформатора 3 и выпрямителя 2, первичная обмотка которого подключена к сети через резистор 4.
Индуктор 10 муфты начинает вращаться. По мере нарастания частоты вращения магнитной системы увеличивается центробежная сила, действующая на якорь регулятора. Когда осевая составляющая центробежной силы станет больше силы пружин якоря, контакты регулятора размыкаются и вводят в первичную обмотку трансформатора резистор 6. Ток возбуждения муфты падает, скорость индуктора муфты уменьшается, что приводит к понижению центробежной силы и в связи с этим к повторному замыканию контактов регулятора. Частота вращения ведомой части муфты вновь начинает увеличиваться и т. д. Регулятор имеет частоту замыканий и размыканий контактов от 10 до 40 циклов в секунду.
Комплектный регулируемый электропривод серии ПМСМ.
Электроприводы серии ПМСМ отличаются от приводов серии ПМС наличием полупроводникового регулятора вместо центробежного. Они выпускались восьми типоисполнений с рядом крутящих моментов от 1,7 до 30 Н-м (в настоящее время от 6 до 30 Н-м). В комплект поставки входит агрегат электродвигатель — муфта, блок питания цепи возбуждения и регулирования ПМСУ, тахогенератор ТМГ-ЗОП и задатчик скорости ПС.
Агрегат электродвигатель — муфта приводов (конструкция 1,. 2 и 3-го видов) типов ПМСМ-1,7, ПМСМ-4 и ПМСМ-6 показане на рис. 55, а. Короткозамкнутый асинхронный электродвигатель 1 трехфазного тока соединяется с корпусом 2 электромагнитной муфты скольжения болтами. В корпусе располагаются ведущая часть муфты — якорь 3 и ведомая часть ■—■ магнитопровод 5. Последняя состоит из двух зубчатых половинок и катушки 4. Магнитопровод отделен от якоря воздушным зазором около 0,3 мм.
Якорь, изготовленный из стали марки Э12, представляет собой' полый цилиндр с массивными стенками. Для соединения его с валом двигателя имеется ступица. Якорь крепится на валу двигателя шпонкой и винтом. На ступицу насажен шариковый подшипник 11, наружное кольцо которого служит опорой для маг - нитопровода муфты. Второй опорой является подшипник 10, закрепленный во фланце 6 корпуса муфты. Фланец соединяется с корпусом муфты винтами. Выходной вал 9 жестко закреплен в-: магнитопроводе шпонкой и стопорным винтом. Для смазки подшипников вал снабжен каналом и пресс-масленкой. Катушка питается через скользящий контакт, состоящий из токоведущего' кольца 8, закрепленного на текстолитовом основании и меднографитовой щетки 7, расположенной в текстолитовом корпусе.
С целью увеличения теплоотдачи наружная поверхность якоря' снабжена 24 поперечными ребрами охлаждения, в корпусе муфты имеются вентиляционные окна, закрытые решетчатым кожухом.. Для крепления агрегата к основанию приводимого механизма служат шесть отверстий. Точная фиксация муфты производится1 двумя коническими шпильками. На выходном валу муфты имеются шпонка и гайка, навинчиваемая на конец вала 9, для крепления шкива. Шкив имеет две канавки, одна из которых служит для соединения через клиновый ремень с тахогенератором, а другая — с рабочим механизмом. ■
На рис. 55, б показана конструкция привода с электромагнитной муфтой скольжения 4, 5 и 6-го видов. Электродвигатель 1 присоединен к корпусу 2 муфты. Рабочие части муфты (индуктор* 5 и якорь 5) выполнены из стали марки Э12 и заключены в корпус 2, имеющий лапы для крепления привода. Индуктор разъемный, состоит из двух половин, между которыми находится обмотка возбуждения 6. На цилиндрической поверхности обеих половин индуктора имеются по восемь зубцов, расположенных таким образом, чтобы зубцы одной половины индуктора находились против впадин другой. Индуктор закреплен на ведомом валу муфты, опирающемся на два шарикоподшипника 3 и 9. Для питания’
катушки возбуждения предусмотрены два контактных кольца 4.
j Для большей надежности работы при частых реверсах в приводе ПМСМ-10 применен асинхронный двигатель с отношением пускового момента к номинальному, равным 2,2. Электродвигатель фланцевого исполнения крепится к корпусу муфты болтами. Якорь 8 цельноточеный с охлаждающими ребрами, зафиксирован на валу двигателя. Выводные провода катушки проложены вдоль вала к контактным кольцам. Воздушный зазор между индуктором и якорем составляет 0,25—0,3 м№. Выходной конец вала привода имеет шкив 14 с тремя ручьями для клиновых ремней, два которых предназначены для передачи момента ведущему вал| а третий, меньшего диаметра,— для вращения тахогенераторі, Соотношение диаметров малого ручья шкива и шкива на тахогенераторе 1 : 0,9. *
Тахогенератор типа ТМГ-ЗОП представляет собой электрическую машину постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. На свободном крнце вала тахогенератора насажен шкив для клиноременной передачу от шкива муфты. Блок регулятора ПМСУ состоит из панели питания И съемной панели усилителя, которые электрически соединяются между собой штепсельным разъемом, и смонтирован на основании. Задатчик скорости представляет собой ступенчатый потенциометр, собранный на основе ползунко - вого переключателя ПП60-11, на внешней стороне которого припаяны 58 резисторов. Задатчик крепится на лицевую панель тремя винтами М4.
Принципиальная схема системы автоматического регулирования частоты вращения привода серии ПМСМ приведена на рис. 56. Схема представляет собой двухкаскадный усилитель постоянного тока с эмиттерной связью (триггер Шмидта), во втором каскаде которого использована схема составного транзистора на VT2 и VT3. Напряжение обратной связи с тахогенератора G по-
ступает на резистор R1. Стабилизированное опорное напряжение с обмотки трансформатора TV подается на задатчик скорости ПС. В результате сравнения опорного напряжения и напряжения обратной связи на входе транзистора VT1 появляется разностный сигнал AU. Величина опорного напряжения, а следовательно, и частота вращения выходного вала электромагнитной муфты скольжения изменяются поворотом рукоятки переключателя задатчика скорости. При нулевом положении переключателя ПС релейный усилитель закрыт вследствие того, что на базу транзистора VTt подается лишь отрицательное напряжение смещения. Если входной сигнал ДU превысит порог срабатывания, транзистор VTt закрывается, a VT2 и VT3 открываются.
В цепь коллектора транзистора VT3 включена обмотка возбуждения (ОВ) электромагнитной муфты скольжения. Как только откроется транзистор VT3, по обмотке ОВ начнет протекать ток и частота вращения выходного вала муфты увеличивается до момента, когда сигнал ДU поменяет знак, транзистор VT1 откроется, a VT2 и VT3 закроются и муфта начнет тормозиться под действием нагрузки. Далее все повторяется сначала. Обмотка возбуждения муфты питается от двухполупериодногО выпрямителя, собранного на диодах V8 и V9 вторичной обмотки трансформатора TV. Напряжение смещения поступает с другой обмотки трансформатора TV. Выпрямленное напряжение смещения сглаживается емкостями Cl, С2. Для защиты транзистора VT3 от недопустимых перенапряжений, возникающих в момент отключения тока через обмотку, последняя шунтируется диодом V7. Для защиты от коротких замыканий служит предохранитель FU на 4 А.