ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Прайс на трехфазные электродвигатели 220/380 АИР 2015г.
Асинхронные двигатели. Широкое применение в станочных приводах получили трехфазные двигатели с короткозамкнутым ротором. Напомним основные характеристики асинхронных двигателей. Частота вращения ротора двигателя на холостом ходу без учета механических потерь называется синхронной. Разность синхронной частоты вращения (идеального холостого хода) и частоты вращения ротора, отнесенная к синхронной частоте вращения, называется скольжением 5= («с—П)/Пс.
Механическая характеристика двигателя — это зависимость, связывающая момент и частоту вращения (рис. 10). Механическая характеристика M = f(n) в двигательном режиме состоит из двух
Рис, 10. Механические характеристики асинхронных двигателей:
— односкоростного: / — двигательный , 2 — генераторный режим, 3 — режим Прот. и включения; б — двух скоростного; в — при реверсе
участков: рабочего — от точки
Холостого хода до точки критического момента Мк и участка от точки с нулевой частотой вращения и пусковым моментом Мп до критической точки. Критической точке соответствует максимальное значение момента (Мк).
Чем больше момент сопротивления нагрузки на рабочем участке механической характеристики, тем больше скольжение И меньше частота вращения ротора. Механическая характеристика двигателя при его питании от сети с номинальными параметрами и без дополнительных Элементов называется естественной (или паспортной). На кривой ^механической характеристики вигателя имеется точка, кото - ой соответствуют номинальные Рчреличины момента (Л4НОм). час_ тоты вращения («ном), тока (/ном) и др. Кратковременно двигатель может работать с моментом, большим номинального, без опасности перегрева. Одним из важнейших параметров двигателя является перегрузочная способность, равная отношению критического (максимального) момента к номинальному. Эта величина составляет обычно 1,7—2,2. Пусковой момент короткозамкнутых двигателей равен (1н-2)МНОм. При этом пусковой ток превышает номинальный в 5—8 раз.
Момент, развиваемый асинхронным двигателем, при прочих одинаковых условиях пропорционален квадрату питающего напряжения. Поэтому при допустимом снижении напряжения сети на 15% критический момент может составлять 0,72 от паспортного значения. Это обстоятельство следует учитывать при выборе двигателя, чтобы момент нагрузки даже кратковременно не превышал указанной величины, иначе произойдет «опрокидывание» двигателя. При этом двигатель переходит с устойчивого рабочего участка на неустойчивый участок 'Характеристики и останавливается.
Кроме двигательного режима асинхронная машина может ра ботать в генераторном режиме с возвратом энергии торможенй в сеть и в режиме противовклйэчения (рис. 10, а). В генераторно режиме с возвратом энергии в сеть — рекуперацией (участок характеристики) частота вращения выше синхронной. При это энергия двигателя возвращается в сеть. В станочных привода генераторный режим с рекуперацией возможен, если многоскора - стной двигатель переключается с большей синхронной частоты вращения на меньшую или при снижении частоты питания двигателя. На рис. 10,6 показаны две механические характеристики двигателя: 1 — с большей синхронной частотой вращения и 2 — меньшей синхронной частотой вращения. Предположим, что пер воначально машина работала в двигательном режиме (точка А) При переключении числа пар полюсов машина из точки А перейде! в точку Б. Частота вращения будет замедляться: сначала по уча стку характеристики генераторного торможения с рекуперацией —■ до точки В новой синхронной частоты вращения, затем по участ ку двигательного режима ■— до точки Г, соответствующей моменту нагрузки.
На начальном этапе реверса или при торможении асинхронные машины станочных приводов работают на третьем участке механической характеристики (противовключение). Чтобы изменить направление вращения — реверсировать асинхронный двигатель надо переключить подсоединение любых двух из трех выводов двигателя к фазам сети. Если реверс производится при включенном двигателе, то машина переходит с характеристики 1 на характеристику 2 (рис. 10, б). При этом возникает значительный скачок тока и большой ударный момент.
После замедления двигатель разгоняется в обратном направлении. Недостатками торможения противовключением являются большой ток статора и отсутствие нулевого значения тормозно: го момента при остановке двигателя. Для остановки двигателя приходится применять реле контроля скорости. При достижении нулевой частоты вращения реле дает команду на отключение двигателя. В противном случае двигатель разгонится в обратном направлении. Для ограничения токов и ударных моментов в некоторых случаях в цепь статора включают резисторы. Кроме того, исключение ударных моментов достигается обеспечением паузы
после отключения контактора двигательного режима и до включения контактора реверса (про - тивовключения).
Ниже рассмотрены другие способы торможения, связанные со специальными схемами включения двигателя. При подключе - - м н нии обмоток двигателя к источ-
Рис. 11. Механические характеристи - нику постоянного тока (после 0Т-
ки двигателя при торможении ключения первого ОТ сети) реа-
МИзуется динамическое торможение. При подаче постоянного напряжения в статоре создается неподвижное магнитное поле, а во Вращающемся роторе индуцируется переменный ток. В результате Машина развивает тормозной момент. Величина тормозного момента зависит от тока статора, который определяется значением приложенного напряжения. Ограничивает величину тормозного момента магнитное насыщение двигателя.
Механическая характеристика, соответствующая динамическому торможению (кривая 2), представлена на рис. 11 (где 1 — двигательный режим). На нулевой частоте вращения тормозной Момент равен нулю. После задержки, достаточной для окончания торможения, необходима команда от реле времени на приведение схемы в исходное положение. В противном случае перегреваются обмотки двигателя.
Конденсаторное торможение (рис. 11, кривая 3) предусматривает подсоединение конденсаторов параллельно цепям статора. После отключения от сети машина самовозбуждается и образуется тормозной момент. Этот вид торможения характеризуется большим тормозным моментом на высоких частотах вращения и малым — на низких. Начиная с некоторой частоты вращения, тормозной момент отсутствует, что может привести к длительному выбегу. При разных величинах емкости конденсатора механические характеристики при торможении смещаются по оси частот Вращения. Имеются различные способы подключения конденсаторов: постоянное или только после отключения двигателя от сети. При постоянном подключении конденсатора повышается коэффициент мощности двигателя. Но при данном способе приходится устанавливать конденсаторы больших размеров.
Известен способ торможения коротким замыканием цепей статора, которое осуществляется после отключения двигателя от сети. На практике для достижения достаточного момента на все время торможения применяют комбинированные виды торможения: динамическое и конденсаторное, конденсаторное с коротким замыканием, динамическое и противовключение, динамическое с коротким замыканием и т. д.
Сравнивая способы торможения, можно отметить следующее. Наиболее плавное торможение — динамическое, а наиболее резкое, с наибольшими ударными моментами — торможение проти- вовключением и комбинированное, сочетающее динамическое и торможение противовключением. Наименьшие потери в двигателе — при конденсаторном торможении, с ними соизмеримы потери при динамическом и комбинированных видах торможения.
Серии асинхронных двигателей.
Промышленностью выпускается единая серия асинхронных короткозамкнутых двигателей 4А. Данная серия охватывает двигатели мощностью 0,06—400 кВт. Двигатели серии 4А обладают лучшими энергетическими показателями, чем двигатели серии А2. Предусмотрены два исполнения: закрытое обдуваемое и защищенное. Двигатели мощностью 0,06—- 0,37 кВт выпускаются на напряжение 220 и 380 В, а двигатели о 0,55 до 11 кВт — кроме того, и на 660 В. Схема соединений обмо ток статора — «треугольник» или «звезда», число выводных кон цов — три. Двигатели мощностью 15—400 кВт имеют напряже ние 220^380 и 380/660 В с переключением с «треугольника» tfa «звезду». Число выводных концов — шесть. Синхронные частоты вращения '— 500, 600, 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин. Условное обо значение типа двигателя расшифровывается следующим образом 4 — порядковый номер серии; А — тип двигателя (асинхронный) исполнение двигателя по способу защиты от окружающей средь - Н — защищенное, без буквы ■— закрытое обдуваемое; А — ста Нина и щиты алюминиевые, X — любое сочетание алюминия и чугуна, без букв — материал станины и щитов — чугун или сталь3 высота оси вращения — три или две цифры; установочный размер по длине станины (5 — короткий, М — средний, L — длинный) { длина сердечника статора (А или В), отсутствие букв означает наличие только одной длины сердечника; число полюсов — 2, 4, 6, 8, 10 и 12; УЗ — климатическое исполнение и категория размё - щения.
Серия двигателей 4А имеет следующие модификации. Двигатели с повышенным пусковым моментом используются в механизмах с большим моментом нагрузки и большими маховыми массами, например, шлифовальные станки. Эти двигатели обладают пониженными величинами пускового тока. Данная модификация обозначается буквой Р после обозначения серии (4АР...). Для работы в повторно-кратковременном режиме с частыми пусками или переменной нагрузкой служат двигатели с повышенным скольжением (рис.12, кривая 2, кривая 1 — характеристика двигателей 4А основной серии). При повторно-кратковременном режиме двигатель работает периодически с определенным соотношением времени включенного и отключенного состояния. Эти двигатели могут применяться в кузнечно-прессовых и т. п. машинах. Этой модификации соответствует буква С в типе двигателя.
Большое распространение в станочных приводах получили многоскоростные двигатели. В индексе типа двигателя записываются
Рис. 12. Механические характеристи - Рис. 13. Схемы обмоток многоскорост- ии двигателей с повышенным сколь - ных двигателей жением |
(через черту) переключаемые числа полюсов. Выпускают различные (виды многоскоростных двигателей. Двухскоростные двигатели на синхронные частоты вращения 1500 и 3000 об/мин имеют переключаемые схемы соединения обмотки «треугольник» и «двойная звезда» (рис. 13). При переключении обмоток в «треугольник» полуобмотки фаз соединены последовательно. В случае переключения обмоток по схеме «двойная звезда» полуобмотки фаз включаются параллельно. В зависимости от схемы включения меняется направление тока в одной из полуобмоток. Так, при схеме «треугольник» направление тока при переходе от одной полуобмотки к другой чаще меняет направление, чем в схеме двойная звезда» (2р = 4), и соответственно число полюсов в 2 раза больше
Производят двигатели на синхронные частоты вращения 750/1500' об/мин и на 500/1000 об/мин с указанными выше схемами обмоток. Двигатели с двумя независимыми обмотками, соеди - пенными «звездой», имеют синхронные частоты вращения 750 и 1000 об/мин. Трехскоростные двигатели выполняют с двумя независимыми обмотками со схемами соединения «звезда», «треугольник» и «двойная звезда». Выпускают двигатели на синхронные частоты вращения 1000/1500/3000, 750/1500/3000 и 7504000/1500 об/мин. И наконец, четырехскоростные двигатели на синхронные частоты вращения 500/750/10004500 об/мин. Они имеют две независимые обмотки.
Используют двигатели, рассчитанные на частоту 60 Гц, и двигатели тропического исполнения для работы в условиях влажного или сухого тропического климата. Имеется модификация единой серии встраиваемого исполнения (буква В в обозначении). Эти двигатели поставляются в виде двух отдельных частей: статора и ротора. Статор встраивается в узел станка. Двигатели поставляются с вентилятором и без вентилятора.
Кроме общепромышленных модификаций единой серии 4А, разработаны для станкостроения модификации 4АП и 4АШ. Двигатели 4АП с номинальной частотой питания 50 Гц выполнены на напряжение 127/220 В. Они имеют изоляцию обмоток более высокого класса, чем двигатели единой серии. Двигатели предназначены для регулирования частот' вращения в диапазоне 1 :5 вниз от номинальной и 2: 1 вверх относительно номинальной частоты. Двигатели 4АШ с номинальной частотой питания 100 Гц имеют диапазон регулирования 1 : 5 вниз от номинальной; 1,5 : 1 и 2 : 1 (в зависимости от типоразмера) вверх от номинальной частоты. Эта серия предназначена для комплектации регулируемых приводов переменного тока. Для высокоскоростных шпинделей внутришлифовальных и координатно-шлифовальных, заточных и других станков выпускают специальные высокоскоростные двигатели — электрошпиндели. На их валы насаживаются -шлифовальные круги. Производятся электрошпиндели на номинальные частоты вращения от 12 000 до 200000 об/мин. Двигатели на частоты вращения выше 48 000 об/мин имеют водяное охлаждение.
Рис. 14. Виды синхронных двигателей; а — с обмоткой возбуждения; б — с постоянными магнитами; в — сияжронио - ре акт и вн ы й
Синхронные двигатели. Кроме асинхронных находят применение в станках и синхронные двигатели. Их разновидность —синхронно-реактивные машины — используется в зубошлифовальных станках. Синхронные двигатели имеют различные виды роторов: с обмоткой возбуждения, питающейся от источника постоянного тока (рис. 14,а); с постоянными магнитами (рис. 14,6); с магнитопроводом, намагничивающимся в поле статора синхронно-реактивной машины (рис. 14,в).
Вращающееся поле статора синхронного двигателя образуется так же, как и в случае асинхронного двигателя. В результате взаимодействия полей статора и ротора последний вращается синхронно с полем статора. В отличие от асинхронных двигателей частота вращения синхронных двигателей не снижается с повышением момента нагрузки. Это является их достоинством. Другим преимуществом синхронных двигателей служит возможность работы с коэффициентом мощности, близким к единице. Недостатком синхронных двигателей является необходимость в специальной пусковой обмотке для асинхронного пуска двигателей или других устройствах для обеспечения режима пуска и торможения. Синхронно-реактивные двигатели в приводах зубошлифовальных станков сохраняют частоту вращения на уровне синхронной.