ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ДИСКРЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Устройство дискретного двигателя |
В отличие от обычных двигателей, вал которых вращается равномерно, в дискретных (шаговых) двигателях (ШД) вал вращается прерывисто. Минимальный угол поворота вала (дискрета) составляет 1,5°. Встречаются и другие величины дискрет. Двигатель (рис. 8) имеет на статоре две пары полюсов, на которых находится обмотка возбуждения / с выводами 1Н и 1К и обмотка II с выводами 2Н и 2К. Каждая из обмоток состоит из двух частей (по - луобмоток), находящихся на противоположных полюсах двигателя. ПолуобмОтки соединены между собою таким образом, что при подаче на обмотку постоянного напряжения одной полярности образуется система из двух разноименных полюсов N—S, а при противо-
положной полярности — S—N.
Питание осуществляется импульсами напряжения, поступающими с выхода системы управления в определенной последовательности. Ротор представляет собой двухполюсный постоянный магнит, расположенный на валу двигателя внутри статора. Рассмотрим работу ШД при условии, что в начальный момент напряжение подано на обмотку I. Прохождение тока по этой обмотке вызовет появление магнитного поля ротора с вертикально расположенными полюсами
If-S. Взаимодействие постоянного магнита ротора с полем при: Шэдит к тому, что ротор займет указанное на рис. 8,а равновесное Положение, в котором оси магнитных полей статора и ротора совпадают. Положение будет устойчивым, так как при отклонении от Него на ротор будет действовать момент, возвращающий ротор в состояние равновесия.
Допустим, что с помощью системы управления напряжение снимается с обмотки I и подается на обмотку II. В результате магнитное поле статора поворачивается на 90°. Возникающий при этом момент «доворачивает» ротор на те же 90°, после чего вновь наступает устойчивое равновесие (рис. 8, б). Если теперь отключить обмотку II, а на обмотку I подать напряжение противоположного знака, то произойдет реверс и ротор вновь займет положение, показанное на рис. 8, а.
Можно при этой же конструкции уменьшить шаг ротора в 2 раза (вместо 90°—45°). Допустим, что исходное положение двигателя соответствует схеме рис. 8,в. Подключим обмотку II, не отключая обмотку I. В результате взаимодействия всех магнитных полей ротор повернется на 45° (рис. 8, г). Для совершения следующего шага достаточно снять напряжение с обмотки I. Следующий поворот произойдет при подключении обмотки / на напряжение противоположной полярности без отключения обмотки II и т. д.
Вращение вала двигателя осуществляется с помощью последовательных управляющих импульсов, при этом каждому импульсу соответствует одно переключение обмоток двигателя и один шаг ротора. Установившийся режим работы характеризуется постоян - 1 ной частотой управляющих импульсов. При большой частоте импульсов ШД начинает вращаться равномерно.
Пуск двигателя осуществляется скачкообразным или постепенным увеличением частоты импульсов. Максимальная частота импульсов, при которой пуск ШД происходит без пропуска шагов, называется частотой приемистости. Она зависит от электромеханических и электромагнитных параметров двигателя, а также от Нагрузки.
В зависимости от числа фаз двигателя и устройства магнитной системы ШД бывают однофазными, двухфазными и многофазными с активным или пассивным ротором. Активный ротор состоит из постоянных магнитов или содержит обмотку возбуждения. Наиболее широкое распространение получили магнитоэлектрические ШД. Максимальная частота вращения у них составляет 3000 обЛмин, крутящие моменты — до. 0,01 Н-м, а частота приемистости — до 500 Гц.
ШД с пассивным ротором (не имеющим на зубцах обмотки возбуждения), обеспечивают дискрету до 1,5°. Они делятся на реактивные и индуктивные. Принцип действия их основан на взаимодействии магнитного поля и ферромагнитного сердечника с явно выраженными полюсами. По законам электромагнитной индукции такой сердечник, помещенный в магнитное поле, стремится
занять положение, при котором силовые линии внешнего магнитного поля имеют минимальную длину.
Статор реактивного двигателя (рис. 9) имеет зубцы (явно выраженные полюсы) с расположенными вокруг них обмотками, возбуждения, получающими питание отис-і точника импульсного напряжения. Ротор двигателя, выполненный из ферромагнитного материала, не имеет на зубцах обмотки возбуждения, Число зубцов статора меньше числа зубцов ротора. При этом па-; ра диаметрально противоположных зубцов ротора соосна с парой диаметрально про-, тивоположных зубцов статора.
Предположим, что в исходном положении (рис. 9,а) подано напряжение на обмотку, расположенную на паре зубцов 1 Г1"~ статора. Ротор при этом находится в поло-
дискретныи двигатель женин устойчивого равновесия. Снимем напряжение с первой обмотки и подадим его на вторую. Это вызовет поворот магнитного поля на 60°, а зубцы ротора повернутся на угол аР (рис. 9,6), соответствующий минимальной длине магнитных линий между зубцами ротора и статора. Ротор займет равновесное положение. Отключение обмотки II и включение III приведет к новому повороту ротора на тот же угол аР=Тс—гР, где тс и тр — шаги зубцов статора и ротора; % = 360/zc; Тр = 360/Zp, где zc, zp — число зубцов на статоре и роторе. Окончательно ар = 360 (zp — гс)/гргс. Например, при zc = 6 и 2с — 8 сср=15°. Уменьшая разность чисел зубцов zp и 2С, можно снижать дискрету ШД.
К недостаткам ШД с пассивным ротором следует отнести малые моменты, а следовательно, и малые мощности. Промышлен - ' ностыо выпускаются двигатели с шагом от 1,5° до 9°; моментом до 0,01 Н-м и частотой приемистости до 8000 Гц.