Схема включения, электромеханические и механические характеристики асинхронных двигателей
Наиболее распространенными типами нерегулируемых электроприводов являются электроприводы с короткозамкнутыми асинхронными двигателями. Для нерегулируемых электроприводов характерен пуск электродвигателя прямым включением в сеть с помощью контактной аппаратуры без промежуточных преобразователей электрической энергии.
Стандартная схема силовых цепей включения короткозамкнутого асинхронного двигателя с помощью контактов пускателя приведена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Схема включения короткозамкнутого асинхронного двигателя с использованием контактного пускателя
Для расчета характеристик асинхронного двигателя, как правило, пользуются его математической моделью, которая в общем случае представляется различными схемами замещения. Наиболее простой и удобной для инженерных расчетов асинхронного двигателя является Т-образная схема замещения (см. рис. 5.2).
Нарис. 5.2 приняты следующие обозначения:
Uij - фазное напряжение обмотки статора;
Щ - активное сопротивление обмотки статора;
Х1о - индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора;
11 - ток обмотки статора;
Ei - ЭДС обмотки статора;
і
- активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к обмотке статора;
і
Х2а - индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора, приведенное к обмотке статора;
і
12 - ток обмотки ротора, приведенный к обмотке статора; s = (со0 - со)/со0 - скольжение;
оо0 = 2 ■ л ■ fi/zp - синхронная угловая скорость; со - угловая скорость асинхронного двигателя; zp - число пар полюсов;
fx - значение частоты напряжения переменного тока, подводимого к обмотке статора;
Ет - ЭДС от главного магнитного потока машины;
і
Е 2 ЭДС обмотки ротора, приведенная к обмотке статора.
Рис. 5.2. Схема замещения асинхронного двигателя |
Векторная диаграмма токов, ЭДС и напряжений, удовлетворяющая системе уравнений (5.1), изображена на рис. 5.3.
uU |
7о Рис. 5.3. Векторная диаграмма асинхронного двигателя |
Ток ротора /2, приведенный к обмотке статора асинхронного дви
гателя, определяется зависимостью, получаемой непосредственно из схемы замещения асинхронного двигателя: |
(5.2) |
где XKYl = XiQ + Xiv - индуктивное сопротивление короткого замыкания.
і
Уравнение /2 = /( v) называется электромеханической характери-
стикой асинхронного двигателя.
Для короткозамкнутого асинхронного двигателя представляет интерес другая электромеханическая характеристика I= f ( v), отражающая зависимость тока статора! от скольжения s.
Задаваясь скольжением s можно по (5.10) и (5.2) построить, соответственно, механические и электромеханические характеристики асинхронного двигателя, которые представлены на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Статические характеристики асинхронного двигателя: а - механическая; б - электромеханическая |
При скольжениях 0 < s < 1 асинхронная машина работает в двигательном режиме, при s < 0 - в генераторном режиме параллельно с сетью (рекуперативное торможение), при s > 1 - в генераторном режиме последовательно с сетью или в режиме торможения противовключени-
Механические характеристики, приведенные на рис 5.4, а имеют в двигательном режиме три характерные точки:
1) ,v = 0; М= 0, при этом скорость двигателя равна синхронной ®о = 2-л-/і/-р;
2) s = sK; М = Мвд, что соответствует точке с критическим скольжением и критическим моментом двигательного режима;
3) s = 1, при этом скорость двигателя будет равна нулю, а момент равен пусковому М = Ми.
Электромеханические характеристики, приведенные на рис 5.4, б, имеют две характерные точки в двигательном режиме:
і
1) ^ = 0; /2 = 0, при этом скорость двигателя равна синхронной ®о = 2-^-/1/zP ;
2) s = 1, при этом скорость двигателя будет равна нулю, а ток рото-
t (
ра - току короткого замыкания (/2 = /2кз )•
Механические и электромеханические характеристики асинхронного двигателя не совпадают даже построенные в безразмерных единицах.
Различают естественную и искусственные механические характеристики асинхронного двигателя.
Под естественной механической характеристикой асинхронного двигателя будем понимать зависимость момента двигателя М от его скольжения s при номинальной схеме включения двигателя, номинальных параметрах питающей сети (£/1н, /ін) и отсутствии добавочных сопротивлений в цепях двигателя. Все остальные характеристики называются искусственными. С помощью искусственных характеристик асинхронного двигателя регулируют его скорость в соответствие с требованиями технологического процесса.
Как следует из уравнения механической характеристики асинхронного двигателя (5.7), регулировать его скорость можно, изменяя один или несколько параметров:
U j - фазное напряжение обмоток статора двигателя;
Л’їдоб - добавочное активное сопротивление статора;
А"| Доб - добавочное индуктивное сопротивление статора;
і
і?2доб - добавочное активное сопротивление ротора, приведенное к обмотке статора;
і
Х2доб - добавочное индуктивное сопротивление ротора, приведенное к обмотке статора;
©о = 2 • л • flZp - синхронную угловую скорость изменением числа пар полюсов Zp или частоты fx напряжения переменного тока, подводимого к обмотке статора.
Из всего многообразия искусственных механических характеристик асинхронного двигателя практический интерес в настоящее время могут представлять только следующие способы регулирования:
• регулирование скорости изменением добавочного активного сопротивления в цепи обмотки ротора асинхронного двигателя с фазным ротором;
• регулирование скорости изменением фазного напряжения короткозамкнутого асинхронного двигателя;
• частотное регулирование скорости короткозамкнутого асинхронного двигателя.
Статические механические и электромеханические характеристики асинхронных двигателей благоприятны для пусков двигателей прямым включением в сеть. Поскольку пуск двигателя происходит достаточно быстро, то кратковременная перегрузка по току даже в 6 - 8 раз не опасна для него ни с точки зрения больших ударных динамических моментов, ни с точки зрения больших пусковых токов, которые много меньше пусковых токов естественной характеристики двигателей постоянного тока независимого возбуждения той же мощности. Ограничения на прямой пуск асинхронных двигателей накладываются не самим двигателем, а питающей сетью.
Если сеть имеет ограниченную мощность или большое внутреннее сопротивление, то пусковые токи двигателя будут вызывать в этой сети большие падения напряжения. Естественно, что это скажется на режимах работы других потребителей энергии. По правилам Ростехнадзора напрямую можно запускать асинхронные двигатели, если их мощность
где (2сети - мощность питающего трансформатора подстанции в том случае, если от сети не питается осветительная аппаратура.
При питании осветительной аппаратуры от общей сети асинхронный двигатель можно пускать прямым включением в сеть, когда
Если условия (5.12) и (5.13) не выполняются, то способы токоогра-
ничения вытекают из уравнения тока короткого замыкания асинхронно
го двигателя.