Электропривод
Электроприводом называется электромеханическая система, предназначенная для приведения в движение рабочих органов машин и механизмов и управления их технологическим процессом, состоящая из электродвигателя, преобразовательного устройства, устройства управления и передаточного устройства.
Функциональная схема автоматизированного электропривода представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Функциональная схема автоматизированного электропривода |
На рис. 1.1. приняты следующие обозначения:
ПрУ - преобразовательное устройство;
СПУ - силовое преобразовательное устройство;
ИСУ - информационная система управления;
ЭМП - электромеханический преобразователь;
РД - ротор двигателя;
ПУ - передаточное устройство;
ИМ - рабочий орган исполнительного механизма;
ЗУ - задающие устройства;
ДОС - датчики обратной связи;
Uc, fc, Ic - напряжение, частота и ток, потребляемый электроприводом из сети;
- напряжение, частота и ток обмоток статора двигателя
переменного тока;
Мэ, юэ - электромагнитный момент и скорость вращения магнитного поля, созданного обмотками статора;
М,(о - момент и скорость вращения двигателя;
Мр0,®ро - момент и скорость вращения рабочего органа исполнительного механизма;
^з’^оп’^см - задающие сигналы: задающее напряжение, опорное напряжение, напряжение смещения.
Из определения понятия «Электропривод» и его функциональной схемы следует, что электропривод состоит из четырех основных частей:
• электрического двигателя;
• силового преобразовательного устройства;
• передаточного устройства;
• системы управления.
Вначале рассмотрим коротко составные части электропривода.
Электрические двигатели предназначены для преобразования электрической энергии в механическую. На рис. 1.1. электрический двигатель состоит из двух частей: электромеханического преобразователя энергии ЭМП, преобразующего электрическую энергию в электромагнитную, и ротора двигателя РД, в котором электромагнитная энергия преобразуется в механическую. Двигатель развивает момент М на валу ротора, который вращается с угловой скоростью со.
По роду потребляемого тока электрические машины делятся:
• на двигатели постоянного тока;
• двигатели переменного тока.
Различают следующие электродвигатели постоянного тока:
• независимого возбуждения;
• параллельного возбуждения;
• последовательного возбуждения;
• смешанного возбуждения;
• с возбуждением от постоянных магнитов;
• с полым немагнитным якорем;
• с печатным якорем;
• с полупроводниковым коммутатором;
• магнитогидродинамические электродвигатели и т. д.
Электроприводы переменного тока могут быть реализованы на базе следующих электродвигателей:
• асинхронных с короткозамкнутым ротором;
• асинхронных с фазным ротором;
• синхронных с независимым возбуждением;
• синхронных с постоянными магнитами;
• однофазных асинхронных двигателей;
• двойного питания;
• реактивных синхронных;
• синхронных гистерезисных;
• редукторных;
• линейных;
• коллекторных переменного тока;
• электровибрационных;
• емкостных и т. д.
Силовые преобразовательные устройства (СПУ) могут быть выполнены на базе следующих устройств:
• электромашинных преобразователей;
• электромагнитных преобразователей;
• полупроводниковых преобразователей.
Передаточные устройства (ПУ) предназначены для передачи механической энергии от электродвигателя к исполнительному механизму ИМ и согласования вида и характера движения электродвигателя и рабочего органа исполнительного механизма. Наиболее характерные типы передаточных устройств:
• редукторы;
• цепные передачи;
• ременные передачи;
• планетарные системы;
• кулисные механизмы;
• шарико-винтовая передача;
• электромагнитные муфты скольжения и т. д.
Системы управления электропривода представляют собой совокупность управляющих и информационных систем, предназначенных для управления электроприводом с целью обеспечения заданного движения рабочего органа исполнительного механизма. Принципиально системы управления различаются по уровню основных функций, которые они выполняют:
• пуск, реверс, торможение, а также поддержание угловой скорости с невысокой точностью в статике и динамике. Такую функцию выполняют разомкнутые релейно-контакторные системы управления электроприводов постоянного и переменного тока;
• поддержание скорости с высокой точностью в статике, а также формирование требуемых переходных процессов. Такую функцию выполняют системы преобразователь-двигатель с различными обратными связями, например, по скорости, току двигателя, напряжению преобразователя;
• слежение за любыми, произвольно изменяемыми входными воздействиями. Эту функцию выполняют следящие системы;
• отработка заданной программы. Такую функцию выполняют системы программного управления;
• выбор оптимальных режимов работы. Эту функцию выполняют адаптивные системы управления - автоматически изменяющие свою структуру или параметры системы управления с целью, например, выработки оптимальных режимов работы.
Выбор системы управления определяется как технологическим процессор, так и технико-экономическими обоснованиями.