Понятия "рабочая сила", "человеческий капитал", "трудовой Потенциал"
Традиционной для экономической науки является проблема влияния характеристик (качеств) человека на производительность труда. Так, Маршалл анализировал "условия, от которых зависят здоровье и сила населения — физическая, умственная, нравственная" [Маршалл. С. 268]. Он отмечал, что это соответствует «выдвинутой Энгелем великой классификации элементов производительности, в которой выделялись: а) "тело", б) "разум", в) "душа" (Leib, Verstand und Herz)» [Там же. С. 269].
Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия "рабочая сила" и "человеческий капитал". Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.
Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:
1. психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;
2. возможности нормальных социальных контактов;
3. способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;
4. рациональность поведения;
5. наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;
6. предложение на рынке труда.
Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала: здоровье;
1. нравственность и умение работать в коллективе;
2. творческий потенциал;
3. активность;
4. организованность и ассертивность;
5. образование;
6. профессионализм;
7. ресурсы рабочего времени.
Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом (табл. 3.2.1).
Компоненты трудового потенциала |
Объекты анализа и соответствующие им показатели |
||
Человек |
Предприятие |
Общество |
|
Здоровье |
Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за болезней |
Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персонала |
Средняя продолжительность жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрастам |
Нравственность |
Отношение к окружающим |
Взаимоотношения между сотрудниками. Потери от конфликтов |
Отношения к Инвалидам, детям, Престарелым Преступность, Социальная Напряженность |
Творческий потенциал |
Творческие способности |
Количество изобретений, патентов, рациона- |
Доходы от авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны Темпы технического прогресса |
Активность |
Стремление к реализации способностей Предприимчивость |
Лизаторских предложений, новых изделий на одного работающего Предприимчивость |
|
Организованность и ассер-тивность |
Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, обязательность, порядочность, доброжелательность |
Потери от нарушений дисциплины Чистота. Исполнительность Эффективное сотрудничество. |
Качество законодательства Качество дорог и транспорта Соблюдение договоров и законов |
Образование |
Знания Количество лет учебы в школе и вузе |
Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала |
Среднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбюджете |
3.2.2. Компоненты трудового потенциала
Всемирная организация зравохранения определяет здоровье как состояние полного социального благополучия. Благополучие - это динамическое состояние ума характеризующей некоторой психической гармонией между способностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда" [Всемирная организация здравоохранения. С. 19].
Потенциал человека
Трудовой потенциал |
Природные способност и
Человеческий капитал Рабочая сила
Воспитание
Жизненный опыт
Рис. 3 2.1. Соотношение понятий "потенциал человека", "трудовой потенциал", "человеческий капитал", "рабочая сила"
В этом определении акцент сделан на субъективном восприятии здоровья. По существу, речь идет об удовлетворенности жизнью. Ряд психологов (в частности, M. Аргайл) рассматривают удовлетворенность жизнью как конструктивное определение того, что люди понимают под счастьем [Аргайл]. Близость определений здоровья, по ВОЗ, и счастья, по Аргайлу, означает, что, по-видимому, в первом случае требования завышены, а во втором — занижены.
Удовлетворенность жизнью, несомненно, является важной характеристикой здоровья. Однако для многих людей, особенно студенческого возраста, счастье — это нечто большее, чем удовлетворенность жизнью. Например, счастьем можно считать ощущение того, что жизнь прекрасна. Определение Аргайла больше соответствует зрелому возрасту. В сущности, это определение можно рассматривать как одно из упрощенных толкований слов А. С. Пушкина' "На свете счастья нет, но есть покой и воля" (1834). Следует заметить, что обоснованность определений таких понятий, как здоровье и счастье, определяется степенью их соответствия более общим мировоззренческим категориям. В конечном счете рассматриваемые понятия должны вытекать из смысла жизни человека
Несмотря на спорность исходных дефиниций, в книге Аргайла приведено много фактов и количественных характеристик, позволяющих оценить здоровье населения Великобритании и других стран на основе социологических опросов. На основе данных Аргайла и ряда иных публикаций можно утверждать, что, если исходить из определения ВОЗ (полное физическое и социальное благополучие), то более 60% населения развитых стран нельзя считать здоровым
Обучение |
Известно, что по сравнению с этими странами в России состояние здоровья населения значительно хуже. Это утверждение основывается на объективных статистических показателях, средней продолжительности жизни, смертности и т. п. Особенно высока смертность мужчин в возрасте наибольшей работоспособности (25—45 лет). По сравнению с Германией она выше в три раза [Региональные проблемы здоровья. С.99]
Как видно из табл. 3.2 2, наиболее высокие темпы прироста смертности населения России в 1990—1995 гг. обусловлены
Таблица 3.2.2 Основные причины смертности населения в Российской Федерации
Таблица 3.2.2 Основные причины смертности населения в Российской Федерации Показатели на 1000 человек
|
Источник Известил. 1996 17 июля. |
Годы |
Показатели на 1000 человек |
Естественный |
|
Рождаемость |
Смертность |
Прирост (убыль) |
|
1990 |
13,4 |
12,2 |
+2,2 |
1991 |
12,1 |
11,4 |
+0,7 |
1992 |
10,7 |
12,2 |
"1,5 |
1993 |
9,4 |
14,5 |
-5,1 |
1994 |
' 9,6 |
15,7 |
-6,1 |
1995 |
9,3 |
14,9 |
-5,8 |
Таблица 3.2.3 |
Динамика рождаемости и смертности населения России |
Источник. Извесіия 1996 17 мая |
Источник Известия. 1996 17 июля.
Таблица 3.2.3 Динамика рождаемости и смертности населения России
Годы |
Показатели на |
1000 человек |
Естественный |
Рождаемость |
Смертность |
Прирост (убыль) |
|
1990 |
13,4 |
12,2 |
+ 2,2 |
1991 |
12,1 |
11,4 |
+0,7 |
1992 |
10,7 |
12,2 |
-1,5 |
1993 |
9,4 |
14,5 |
-5,1 |
1994 |
'9,6 |
15,7 |
-6,1 |
1995 |
9,3 |
14,9 |
-5,8 |
1995 |
9,3 |
14,9 |
-5,8 |
Источник. Известия 1996 17 мая
Такими причинами, как несчастные случаи, травмы и отравления (в том числе
Количество случаев отравления алкоголем Увеличилось в 2,7 раза, а самоубийств — в 1,6 раза), болезни.
По данным Минтруда РФ, в 1995 г. в России отмечен наивысший в мире уровень производственного травматизма: 0,133 случая на 1000 работающих. В Англии этот показатель составил 0,016, в Японии — 0,02, в США — 0,054, в Германии — 0,08 [С.- Петербургские ведомости. 1996. 23 мая].
Детская смертность в России в 2—3 раза выше, чем в развитых странах. С 1992 г. начался процесс сокращения численности жителей (число умерших стало больше числа родившихся) (табл. 3.2.3).
Заболевания и смертность в России значительно выше, чем в развитых странах, из-за низкого качества продуктов питания, его нерациональной структуры (мало белков, витаминов и других биологически активных веществ), распространенности вредных привычек (алкоголь, курение), занятости на работах с неблагоприятными условиями труда (более 15 млн. чел.), недостаточных затрат на охрану труда (на порядок меньше, чем в США), высокой загрязненности воздуха, воды и земли, плохой организации медицинского обслуживания, недостаточной технической оснащенности лечебных учреждений.
Существенным фактором высокой заболеваемости в России является самая большая в мире занятость женщин в материальном производстве, особенно при выполнении тяжелых и вредных работ. Это обусловлено в значительной мере система ми оплаты труда и пенсионного обеспечения, которые вынуждают многих женщин оставаться на вредных работах даже там, где это формально запрещено. Такая практика негативно влияет на здоровье женщин и детей. Только 14% школьников могут считаться здоровыми. 10% детей не могут учиться в обычных школах из-за отставания в умственном развитии. В 1996 г. каждый третий призывник был освобожден от военной службы по состоянию здоровья (для сравнения: в 1985 г. таких было 5%, в 1991 г. — 20%).
При всех определениях здоровья крайней степенью неблагополучия в данной сфере является добровольный уход человека из жизни. Число самоубийств на 1000 жителей в России существенно выше, чем в развитых странах (в 3 раза, чем в США, и в 4 раза, чем в Великобритании).
С 1987 г. в России постоянно снижается средняя продолжительность жизни (см. рис. 3.2.2). В 1997 г. появились признаки улучшения этого показателя.