Экономика предприятия > ЭКОНОМИКА ТРУДА > ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
Что даст экономика толпы?
Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это бесполезная затея, игра не стоящая свеч. Кто-то боится самой идеи использования краудфандинга. Кто-то считает, что это очередной трюк, чтобы обмануть людей и вытянуть их деньги. Но как и в любом другом явлении, в крауд -экономике следует сначала разобраться, и понять, стоит ли ее использовать, и в каких случаях ее использование наиболее оптимально, а в каких она почти бесполезна?
Следует начать с того, что использование крауд -механизмов благоприятно влияет на определенные факторы реального сектора.
Во-первых, это помогает избежать перепроизводства продукции. Это связано с тем, что в модели краудфандинга люди сами выбирают (путем предзаказа, например), какой товар или продукт им нужен. Продукт, не вызвавший интереса, попросту не соберет необходимую сумму и не будет выпущен. То же самое касается и нематериальных продуктов, например, театральных постановок. При использовании модели краудинвестинга аналогично, неинтересный, невостребованный проект не находит поддержки у людей и не запускается. При этом, как правило, в случае неуспешного сбора средств, деньги возвращаются обратно инвесторам и спонсорам.
Во-вторых, использование моделей крауд -экономики позволяет увеличивать обращаемость денежной массы. Иными словами, деньги не хранятся в банках или «под подушкой», а работают в реальном секторе экономики. Создание новых товаров, услуг, бизнесов и т. д. увеличивает количество рабочих мест, позволяет производить нужные товары, созданные организации уплачивают налоги в бюджет. Деньги двигаются, а это напрямую улучшает экономический климат в стране.
В-третьих, это обучение. Как с точки зрения предпринимателей, так и с точки зрения инвесторов. Предприниматель может начать свою деятельность, не вкладывая значительных средств, если сможет показать, что его идея имеет смысл, востребована, и он сможет ее реализовать.
В-четвертых, сокращает долю непроизводтвенных расходов, в частности, на рекламу. Прелесть состоит в том, что реклама появляется сама собой, конечно, при условии, что проект полезный и вызовет интерес, иначе предприниматель получит скорее антирекламу.
Если модели крауд -финансирования представляются оптимальными для определенного проекта, то следующим шагом требуется определиться, какую конкретно модель использовать.
Краудфандинг больше подходит для проектов, в которых создается какая-либо социальная или культурная ценность (театральная постановка, выпуск книг, музыкальных альбомов и т. д.), либо производится конечный продукт или услуга, рассчитанная на предзаказ или скидки. Например, при организации кафе можно инвесторам вместо доли в бизнесе предложить различные скидки, размер которых будет зависеть от суммы вклада. Или организовать предзаказ товара по более низкой цене (опять-таки, в зависимости от вложений), чем планируемая розничная цена. Краудинвестинг будет более рационально применим в случаях, когда проект рассчитан на поток постоянных клиентов или конечным покупателем является какая-либо организация (например, производство металлопроката). Само собой, эти сферы применения условны и использование той или иной модели финансирования (краудинвестинга или краудфандинга) лучше рассматривать в каждом конкретном случае или комбинировать их (например, применение и скидок в кафе и приобретение акций на выбор).