Управление инвестициями (инвестиционный менеджмент)
Методология управления инвестиционными процессами включает следующие основные этапы:
Планирование. Занимает основное место в управлении инвестиционной деятельностью и включает в себя обоснование целей и способов их достижения, детализацию инвестиционных операций, расчет их эффективности и сроков окупаемости; >• реализация инвестиционного проекта. Образование управленческой структуры проекта, функционально-целевое распределение обязанностей участников проекта, собственно инвестирование: осуществление производства, сбыта, финансирования и т. п.; >• текущий контроль и регулирование инвестиционного процесса на всех его стадиях — от первоначального инвестирования до завершения проекта; >• оценка и анализ качества исполнения проекта. Достижение
Поставленных целей. Кроме того, необходимо управление не только реализацией конкретных инвестиционных проектов, но и текущей инвестиционной деятельностью предприятия. Оно включает в себя:
>• постоянное совершенствование организации производства и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инвестиционных предложений; >• формирование банка инновационных идей и вариантов их решений;
>• организация процесса выявления проблем развития и их решения;
>• формирование на предприятии климата новаторства, поиска новых идей.
Источники средств для инвестиционной деятельности. Источники финансовых средств для инвестиций могут быть собственные (внутренние) и привлекаемые извне (от внешних инвесторов).
Собственные источники инвестиций формируются в основном за счет амортизационных отчислений по действующему основному капиталу, отчислений от прибыли на инвестиционные потребности и других источников.
Внешние источники инвестирования формируются в основном за счет заемных средств, кредитов банков, внебюджетных фондов инвестиционной поддержки, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ и пенсионных фондов.
Особым видом внешних инвестиций являются средства, привлекаемые предприятием для инвестиций за счет эмиссии собственных акций, бондов и иных ценных бумаг и их размещения на фондовых рынках, а также приращение акционерного капитала, образующееся за счет роста котировочной стоимости акций предприятия.