Экономика предприятия

Роль и методы стратегического планирования

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место зани­мает планирование — способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без пла­нирования деятельности предприятия, так как от него во многом за­висит эффективное функционирование.

В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и возможных сроков их решения план может иметь различные формы. В соответствии с этим планирование подразделяют на: >► долгосрочное, рассчитанное на срок от 5 до 15 лет и преду­сматривающее формирование перспективных целей пред­приятия, направленных на наилучшее использование его ре­сурсов, на основе долгосрочных прогнозов; > среднесрочное, сроком от одного года до пяти лет. Среднесроч­ные планы по сравнению с долгосрочными более подробны, содержат большое число количественных показателей, и в них делается упор на распределение ресурсов. Объектами такого планирования являются производственные мощности пред­приятия, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, научные исследования и разработки и т. д.;

Краткосрочное, или текущее, — рассчитано на срок до одного года.

В последние годы особенно возросла роль стратегического пла­нирования, целью которого является разработка стратегических ре­шений и формирование планов, нацеленных на развитие предпри­ятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных пре­имуществ с учетом возможных изменений во внешней среде.

Благодаря стратегическому планированию предприятие может с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможно­сти, разработать соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразде­лению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

Стратегическое планирование принципиально отличается от дру­гих видов планирования, так как оно использует не традиционный подход «из прошлого в будущее», а предполагает направление ана­лиза и принятие управленческих решений «из будущего в настоя­щее». Это и вызывает основные трудности: как планировать «от ба­зы», знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, знают немно­гие.

Огромный вклад в становление и развитие стратегического пла­нирования внесли Ф. Абраме, И. Ансофф, М. Портер, Г. Хамел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикланд. Именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования. В области методологии стратегического планирова­ния особое место занимают прикладные разработки таких фирм — лидеров консалтингового бизнеса, как Boston Consulting Group, McKinsey, Artur D. Little.

Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному планированию и заняло лидирующее место в планирующей дея­тельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объ­емным, включая в себя наряду с основными элементами внутрен­ней среды организации внешние аспекты: социальные факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т. д. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочно­го—в его вариативности, разработке альтернативных версий разви­тия будущего предприятия.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Сегодня наряду с формальны­ми, количественными методами стратегическое планирование ис­пользует творческий, интуитивный подход.

Методология стратегического планирования, совокупность важ­нейших теоретических принципов и методов, используемых в про­цессе составления планов, дает ответы на следующие вопросы.

1. Каковы цели развития соответствующего объекта стратегиче­ского планирования?

2. Какие подходы к решению проблем стратегического планиро­вания использовать?

3. С помощью какой системы показателей можно обеспечить оптимизацию стратегических планов?

Под методом стратегического планирования понимают кон­кретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В стратегическом планировании использу­ются следующие методы разработки планов:

Экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

Метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действи­тельности, познания внутренних связей и зависимостей яв­лений с целью определения прогрессивных тенденций разви­тия;

Метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназна­ченный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства; балансовый метод, используемый для обеспечения согласо­ванности взаимосвязанных показателей; экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной про­граммы выпуска продукции при заданных трудовых и мате­риальных ресурсах;

Метод системного анализа и синтеза, заключающийся в раз­ложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.

Методологические подходы стратегического планирования мо­гут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без ис­пользования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объек­та планирования.

Так как стратегическое планирование является центральным элементом системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят:

>► принцип единства централизма и самостоятельности. Он свя­зан с предоставлением филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в том числе и в пла­нировании, но в рамках общей стратегии фирмы; >► принцип единства и комплексности прогнозов, программ и пла­нов. Он направлен на координацию и сведение в единое це­лое планов структурных подразделений и филиалов, разрабо­танных на основе общей стратегии организации; принцип проверки выполнения программ и планов. Проверка вы­полнения намеченных целей осуществляется для выявления ошибок, допущенных в процессе стратегического планиро­вания; для учета возможностей, не учтенных ранее или вновь возникших; для определения возникших в ходе выполнения планов новых потребностей и привлечения необходимых ре­сурсов.

Экономика предприятия

Внедрение энергосберегающих программ для производства, промышленных объектов, предприятий

Чем крупнее предприятие, тем важнее для него экономия ресурсов. Это касается любой промышленности и производства. Именно поэтому так важно обратить внимание на современные программы энергосбережения и энергоэффективности. Вы можете использовать стандартные приемы, проверенные компаниями в …

Что такое экономия для бизнеса?

Как вы считаете, что лучше для бизнеса: заработанный рубль или сэкономленный рубль? Ответ очевиден: лучше и то и другое! Если присмотреться повнимательней, то в любом бизнесе можно увидеть огромные дыры, …

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.